Лизико Каулашвили - не беженка, а «перемещенное лицо». Этот более политкорректный термин в Грузии используют для описания тысяч таких людей как она, которых выдворили из сепаратистских республик Абхазия и Южная Осетия после провозглашения независимости страны в 1991 году. Раньше Лизико жила в абхазском Цхинвали. После грузино-абхазского конфликта ей с двумя детьми пришлось уехать из республики и отправиться в Тбилиси. С 1991 года ее новым домом стала гостиница «Абхазия». Несмотря на бедность, жить здесь было «довольно комфортно», вспоминает она. Ее семья делила четыре комнаты, в гостинице было электричество и отопление, а рядом находилась государственная школа. Лизико удалось наладить отношения с соседями.
Еще по теме: почему забыты грузины из Абхазии
Гостиница «Абхазия»
После начала конфликта с сепаратистскими провинциями в 1992-1993 годах из Абхазии уехали более 250 000 человек. По статистическим данным, большинство из них нашли прибежище в грузинской столице. Первая волна переселения абхазских «беженцев» стартовала в июле 2010 года. Всех тех, кто в течение многих лет жил в городе, незаконно занимая общественные или частные здания, выдворили за его черту. Учитывая, что часть «занятых» зданий находится в собственности государства, международные нормы требовали от грузинского правительства предоставить им «альтернативное жилье». Как сообщает неправительственная организация Amnesty International, «если возвращение на старое место жительства в ближайшее время невозможно, правительство должно приять меры для интеграции перемещенных семей в местные общины, предоставив им подходящее жилье и доступ к средствам для существования, чтобы тем самым укрепить их самостоятельность и расширить возможности для добровольного возращения».
Если перемещенное лицо занимает частный дом, ему должны предложить два варианта: альтернативное жилье или 10 000 долларов наличными. «Рано или поздно процесс переселения должен был начаться. Решение министерства было совершенно понятным, но у нас могут возникнуть сомнения относительно средств и норм, на основании которых оно осуществляется», - подчеркивает координатор программы в управлении уполномоченного по правам человека Нино Кузикашвили. В августе 2011 года Лизико и еще около 700 человек выселили из гостиницы «Абхазия». О втором «процессе переселения» Лизико сообщили всего за два дня до его начала. «Рано утром мой внук, сын, 70-летний муж и я оказались на улице, не зная, куда податься», - рассказывает она.
Еще по теме: все игнорируют Абхазию
Из города в деревню
Большинство перемещенных лиц отказались от «альтернативного жилья», которое предложило им грузинское правительство. Большинство из них планировалось переселить за пределы столицы или в сельские регионы, где уровень безработицы чрезвычайно высок. Лизико настояла на праве остаться в городе. Она аргументирует свой выбор: «В Рустави (на юго-восток от Тбилиси), все будет для меня чужим. Я останусь без друзей, родственников и близких. Мне не на кого будет рассчитывать, чтобы получить помощь. Маловероятно, что мой сын сможет найти работу, а переход в другую школу будет очень тяжелым для внука». Нино Кузикашвили понимает ее положение: «Подходящее жилье - это не просто пространство, пол и потолок. Это также означает доступ к медицинским услугам и возможности для трудоустройства. Министерство не приняло во внимание этот критерий». «По этой причине большинство их тех, кого выселили, предпочли остаться в городе без жилья, но не отправляться в провинцию», - сожалеет она. В годовом отчете уполномоченного по правам человека говорится следующее: «Сельские регионы неприемлемы для них в силу несоответствующего уровня жизни».
Еще по теме: абхазы и грузины будут вместе
В сентябре перед представительством Совета Европы в Грузии состоялась акция протеста против нынешней несправедливой ситуации. «По сравнению с ситуацией в 2010 году был достигнут определенный прогресс, однако сделать нужно еще очень многое», - считает глава представительства Совета Европы Катерина Болоньезе (Caterina Bolognese), которая внимательно следит за развитием ситуации. Тем временем, прожив целый месяц в гараже, Лизико смоглась устроиться в гостинице. Это будет временным прибежищем до начала зимы, когда она рассчитывает найти «постоянное жилье».