Тысяча православных староверов, потомки тех, кто в XVII не признал реформу патриарха Никона, заявили недавно о желании вернуться в Россию. Старообрядцы занимают особое место в российском сознании, так как воплощают в себе «возращение к истокам и дух сопротивления».
Подобные сообщения стала настолько банальны, что эта новость на первый взгляд может показаться совершенно вторичной. Интернет-сайт «Голос России» сообщает, что около тысячи русских, которые проживают в нескольких странах Латинской Америки, хотели бы переехать на Дальний Восток России в рамках «программы возвращения соотечественников». С 2007 года испытывающая серьезные демографические трудности Россия пытается таким образом привлечь эмигрантов в страну. 54 000 уже дали согласие на такое предложение, не устояв перед выгодным предложением. То есть в очередной группе не было бы ничего удивительного, если бы речь не шла о староверах, чей возврат на родину в высшей степени символичен.
Еще по теме: решится ли РПЦ порвать с властью?
Дело в том, что все они являются детьми раскола, который потряс основы православной церкви и российского общества, и чьи последствия до сих пор не стерлись из памяти людей. Все началось в середине XVII века. В 1654 году патриарх Никон при поддержке царя Алексея Михайловича созвал Церковный собор для обновления религиозной системы в империи. Задача состояла в том, чтобы приблизить российские церковные обряды к греческим. Так, например, патриарх Никон постановил изменить крестное знамение с двуперстия (отсылка к двойственной природе Христа) на троеперстие (символ Святой Троицы). Эти реформы были утверждены на церковных соборах 1666 и 1667 годов и привели к расколу среди верующих, который ознаменовал собой одну из самых мрачных страниц в истории России.
Как пишет историк Антуан Нивьер (Antoine Nivière), многие священники и миряне «открыто выступили против церковной иерархии, категорически отказавшись принимать введенные изменения». Для большинства из них все сводилось к крещению тремя пальцами, троекратному «Аллилуйя» и орфографическому изменению написания имени Христа (Иисус вместо Исус). Тем не менее, эти разногласия, которые изначально не выходили за рамки религии, очень скоро перешли на общественный и политический уровень. Движение несогласных приняло непредвиденный размах, и только продолжило набирать обороты под действием кровавых репрессий. Сопротивление, в частности, вылилось в волну коллективных самоубийств: с 1672 по 1691 год таким образом из жизни решили уйти более 20 000 человек. Опера «Хованщина» Модеста Мусоргского красноречиво повествует об этих темных временах, завершаясь трагической сценой самоубийства староверов в горящей часовне.
«Сторонники старых обрядов полагали, что русская церковь смогла сохранить в неприкосновенности изначальную чистоту в условиях неразберихи на Западе и Востоке, и воспринимали эти события с эсхатологической точки зрения», - анализирует Антуан Нивьер. Староверы по сей день воплощают в российском сознании «возвращение к истокам, дух сопротивления церковным и светским властям, преданность обычаям», - считает доминиканец из Санкт-Петербурга святой отец Гиацинт Дестивель (Hyacinthe Destivelle). Так, например, именно им удалось сохранить древнюю иконографию и традиционное церковное пение, о которых вновь заговорили в ХХ веке.
До революции 1917 года число староверов оценивалось в 15 миллионов по всей стране, но сейчас их остается не больше миллиона. Им пришлось через многое пройти во времена империи, а затем и в советскую эру, что объясняет подобный разброс. Многие из них все еще ощущают себя нежеланными гостями в России. Тем не менее, в 1971 году Московский патриархат принял решение снять с них анафему, что стало символом примирения двух лагерей. Несколько лет назад был начат диалог. Недавно телеканал «Культура» выпустил 20-серийный фильм «Раскол», чтобы вновь вспомнить об этом черном периоде российской истории и реабилитировать староверов. Таким образом, возвращение пусть даже 1000 старообрядцев является важным символом.