Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Дагестан - нефтедоллары и терроризм

Богатая и коррумпированная кавказская республика вызывает все большее беспокойство в Кремле

© Пресс-служба МВД РФ по Республике ДагестанДвое боевиков уничтожены в Дагестане. Видео спецоперации
Двое боевиков уничтожены в Дагестане. Видео спецоперации
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Главные источники творящегося в Дагестане насилия - религиозный радикализм и слепые репрессии. Волна исламизма нарастает. Эта кавказская республика, которая по размеру раза в два больше французской Бретани, по сути настоящая открытая рана. Ее разъедает нищета, коррупция и терроризм.

Он неподвижно стоит посреди раздевалки. Ноги широко расставлены, руки безвольно повисли, лицо выражает полное непонимание. «Почему ты так плохо играл? Испугался что ли?» - обращается к нему глуховатый голос. 38-летняя звезда бразильского футбола Роберто Карлос с застывшей на лице улыбкой смотрит на приближающегося к нему грузного человека. Всемогущий президент Чечни Рамзан Кадыров хочет научить его, как правильно вести мяч, по окончанию одного из сентябрьских матчей. «Ты отвратительно стоял в защите!» Однако знаменитый игрок, чемпион мира 2002 года никак не реагирует на его слова. Он ищет глазами переводчика, который бы смог объяснить ему, что означает этот неудержимый словесный поток деспота из Грозного. Затем того охватывает приступ внезапного смеха, он поворачивается на каблуках и уходит... Так обращаются со звездами футбола на Северном Кавказе.

Еще по теме: Роберто Карлос в Дагестане - история бразильской жадности

Полгода назад Роберто Карлос появился на Кавказе, чтобы примерить повязку капитана местного клуба из Дагестана, соседней с Чечней российской республики. Здешние власти хотят сформировать клуб «профессионалов». Более того, они даже смогли найти себе спонсора:  им стал 45-летний бизнесмен Сулейман Керимов, который поднялся на 118-е место в списке богатейших людей мира благодаря нефти, недвижимости и калию. Тот еще прожигатель жизни, который может похвастаться двумя яхтами, а пять лет назад влетел в дерево за рулем Ferrari Enzo в Ницце... Но удивительным образом вышел сухим из воды.   

В январе Керимов стал владельцем клуба «Анжи» из дагестанской Махачкалы. И сразу же достал чековую книжку. После Роберто Карлоса олигарх приобрел бывшего нападающего миланского «Интера» камерунца Самуэля Это’О. Сколько ему будут платить? 20 миллионов евро. Больше чем кому бы то ни было за всю историю футбола. Но на этом дело не останавливается. Керимов предложил звездному тренеру мадридского «Реала» Жозе Моуриньо утроить заработки в новом клубе. Но получил отказ...  На данный момент. Что касается португальца Криштиану Роналду, которого тоже пригласили в Дагестан, он не исключает подобной возможности. «Не удивляйтесь, если однажды я приеду играть в Россию», - сказал он.

Таким образом, Дагестан постепенно осуществляет сою мечту: не ударить в грязь лицом перед «Манчестером» и «Барселоной» и Лиге Чемпионов благодаря горам денег российского бизнесмена. Великие замыслы! Но в то же время и совершенно неуместные. Дело в том, что эта кавказская республика, которая по размеру раза в два больше Бретани, по сути настоящая открытая рана... Ее разъедает нищета, коррупция и терроризм. Именно на ее территории совершается наибольшее число терактов: 110 и 169 зарегистрированных за последние полгода случаев на Северном Кавказе. И список погибших полицейских перевалил за сотню человек. Так, здесь соседствуют и сосуществуют друг с другом около десятка на 90% мусульманских народностей. На этом фоне соседняя Чечня кажется практически уголком мира и стабильности.

Еще по теме: Дагестан - исламский враг на российской территории


Тем не менее, первое впечатление обманчиво. На берегах Каспийского моря рыбаки закидывают удочки, поглядывая на рассекающие его воды нефтяные танкеры. А выше, у сиреневых склонов гор, которые усеяны капустными полями и абрикосовыми деревьями, маленькие сухие старушки вяжут на спицах, сидя на подушках и поглядывая на готовящийся ароматный хлеб.

Но достаточно лишь проехаться с наступлением ночи по одному из махачкалинских бульваров, чтобы ощутить другую реальность. Внезапно мы натыкаемся на группу людей. Выясняется, что начиненный взрывчаткой автомобиль взлетел на воздух у ярко освещенного красными неновыми огнями бильярдного зала «Фараон». Полиция оцепила район. И отправила собак на поиски другой машины со взрывчаткой.

Исламизм против ФСБ


На следующее утро на проспекте Акушинсткого три полицейских внедорожника перекрыли въезд на боковую улицу. Вооруженные люди в масках заняли позиции вокруг серого здания. «Они выбили двух мятежников и ищут третьего», - объясняет прохожий. Беспокоиться нечего, жизнь идет своим чередом. В 10 метрах невозмутимый пожарный наполняет резервуары машин. Черный Mercedes с цветами спокойно везет двух новобрачных, которых снимают на камеру родственники.

Тем не менее, Москва обеспокоена не на шутку. Два последних теракта в российской столице, взрыв в метрополитене (39 погибших) и в аэропорту Домодедово (35 жертв), были спланированы из Дагестана. Враг государства номер один Доку Умаров, который начал кровопролитную войну за создание «кавказского эмирата», также нашел прибежище в этой республике. И все это за два года до Зимних олимпийских игр в Сочи, которые пройдут всего в 700 километрах оттуда! Таким образом, Кремль направляет свои спецподразделения на помощь 25 000 местных полицейских. Причем им тоже приходится платить высокую цену: с апреля этого года под пулями погибли четыре офицера ФСБ.

«Проблемы с безопасностью? Какие еще проблемы с безопасностью?» - говорит пресс-секретарь футбольного клуба «Анжи» Кайрав Кагерманов. «Теракты случаются повсюду в мире», - продолжает он, показывая новый ухоженный газон на местном стадионе. Даже мэр Махачкалы Саид Амиров пытается разыграть удивление. «Я чувствовал бы себя в меньшей безопасности у вас в Европе», - бахвалится он во время визита на стройку. Градоначальник, видимо, решил пошутить. Дело в том, что сам он пережил полтора десятка покушений на сою жизнь, последнее из которых приковало его к инвалидному креслу. И по сей день Амиров передвигается исключительно в бронированном внедорожнике в сопровождении вооруженных людей. Все они, к тому же, очевидно напрочь позабыли о первом матче Самуэля Это’О в цветах «Анжи» 11 сентября. Пока тот забивал два гола в ворота «Волги», у стадиона убили четырех человек.

Подробности: как научиться жить в войне

Главные источники творящегося в республике насилия - религиозный радикализм и слепые репрессии. Волна исламизма нарастает. Мы отказались от продажи алкоголя, чтобы нам не подложили бомбу»,  - говорит управляющая махачкалинской пиццерии. Атмосфера в деревнях также меняется. Как, например, в поселке Муцал-аул (12 000 жителей) в 60 километрах отсюда. «15 лет назад я была единственным салафитом в округе, - с гордостью заявляет укрывшаяся за складками длинного черного одеяния Асиат Абдулкаримова, два брата которой уже восемь лет отдыхают на тюремных нарах. - Сегодня 30% женщин и 50% мужчин присоединились ко мне». Кроме того, появились и четыре новых мечети. Власти свирепствуют. Причем не на шутку. Взять хотя бы село Советское (5 000 жителей), которое расположено в трех часах езды от столицы и где по улицам свободно разгуливают гуси и бараны. 13 мая в день пятничной молитвы в салафитскую мечеть нагрянули полицейские и арестовали 80 верующих. «Мы покажем вам, как молиться!» - прорычали они.

Революционный налог

Как только задержанных привезли в отделение полиции, то сразу избили. «Они отводили нас по одному на второй этаж и били ногами на полу, - рассказывает 28-летний Тимур Миримов. - Затем они отрезали нам бороды и волосы ножницами». «Если вы возьметесь за старое, ваши тела найдут с пулей в голове», - сообщили им их мучители. Четыре месяца спустя последовало мщение. Директора школы, который присутствовал в момент облавы, убили на глазах его жены и сына. «Он просто хотел, чтобы ученицы сняли паранджу», - рассказывает его запуганный до полусмерти заместитель. «Мы не удивлены тем, что произошло, - признает имам мечети Саид Герейханов. - Но я говорил юношам, что уходить в лес - это не решение».        

Какой еще лес? Тот самый лес, что стал прибежищем для почти тысячи мятежников, которые занимаются подготовкой терактов. И рэкетом. «Каждому второму предприятию приходится платить революционный налог», - уверяет местный журналист. Силовики борются против них совершенно безжалостно. Причем даже не пытаются делать каких-то различий. «Они убивают молодого парня во время операции и потом заявляют, что он был экстремистом», - недоволен специалист по Кавказу Энвер Кисриев. Так было 26 февраля в Кизил-Юрте.

Еще по теме: радикализация Дагестана - отзвуки жестокостей в Чечне

В тот день несколько десятков людей взяли в оцепление группу домов. Полицейский в маске вошел в один из них и выстрелом в голову убил 34-летнего Руслана Атаева, который занимался ремонтом подержанных машин. «Потом он сделал несколько выстрелов в стены и положил ружье рядом с телом моего сына», - вспоминает мать погибшего Зухра. Далее этот человек поджег дом и бесследно исчез. На следующий день в Москве вышел официальный пресс-релиз: «В результате проведенной операции был уничтожен боевик и поставщик оружия, который попытался оказать сопротивление». «Он? Боевик? Вранье! Я знал его 20 лет, это совершенно спокойный человек», - злится сосед, который сейчас пытается привести в порядок свой пострадавший во время пожара дома. «Во время спецоперации полицейский получает 23 000 рублей, то есть половину своей месячной зарплаты, поэтому они, безусловно, заинтересованы в том, чтобы проводить их как можно чаще», - подчеркивает местный правозащитник Муртузали Тагиров.

Видное место среди карательных мер отводится и похищениям. «За один только сентябрь мы насчитали 26 случаев, - объясняет Светлана Исаева из ассоциации «Матери Дагестана». - Если раньше жертв еще можно было найти живыми, то сегодня шансы на благополучный исход минимальны». Камила Мамаева снова увидела мужа в августе. В морге, покрытого следами от пыток и пулевыми ранениями. «Они похитили его, когда он пошел в поликлинику за молоком для нашего ребенка», - рассказывает она, показывая его тело на экране мобильного телефона. «Будь рада, что мы возвращаем его тебе, потому что он не был замешан в преступлениях», - сказали ей в полиции. Более того, эти люди даже не пытаются скрывать совершенных ими бесчинств. «Мы здесь слишком гуманны, - заявляет с обезоруживающей прямотой полицейский на пропускном пункте. - Посмотрите на Чечню, они не делают поблажек, и у них больше нет терактов».

Видео: будет ли в Дагестане мир?

Тем не менее, один человек все же просто светится блаженным оптимизмом: это футболист Роберто Карлос, одна из новых знаменитостей местного клуба. «Приехав в Дагестан, я понял, что напрасно беспокоился», - рассказал он в одном интервью. В чем-то он прав. Тем более, что сам он и остальные игроки команды живут и тренируются в Москве! И проводят в дагестанской столице менее суток во время домашних матчей. К тому же владелец «Анжи» Керимов прекрасно знает, как залечить душевные травмы бразильца. На его день рождения в апреле он организовал ему вечеринку стоимостью в 3 миллиона долларов в московской гостинице «Метрополь». А также подарил ему Bugatti Veyron ценой в миллион долларов. Роберто Карлос оценил подарок. Но не собирается гонять на своем болиде по улицам Махачкалы.

Факты о Дагестане:

Республика в составе Российской Федерации.

Президент: Магомедсалам Магомедов.

Площадь: 50 300 кв.километров.

2,9 миллиона жителей

90% мусульмане.

50% населения младше 30 лет.

40% безработица.

12 народностей.

30 диалектов.

315 погибших в терактах за последние полгода.

Умеренный ислам - новая цель экстремистов

С июня в республике был убит уже третий имам умеренных взглядов. Зайнудин Дайзиев погиб в прошлом месяце под пулями нагрянувших к нему в дом в деревне Кадар неизвестных. На месте преступления было обнаружено 57 гильз. Кому была нужна его смерть? По всей видимости, он был убит исламистами, которые ведут войну против священников суфистского толка. «Они считают их связанными с политической властью», - подчеркивает специалист по Кавказу Энвер Кисриев. Примирения среди мусульман в ближайшее время ждать не приходится. Летом салафиты уже отказались подписывать предложенный местными властями документ с осуждением террористической деятельности.