Москва – Среди витающих в мире опасений о финансовом кризисе руководители с Уолл-стрит нашли время для визита в Россию, чтобы посоветовать президенту Дмитрию Медведеву, как превратить Москву из бизнес-захолустья в финансовый центр, который будет занимать позицию выше нынешнего 61 места в мире.
Джейми Даймон (Jamie Dimon), гендиректор J.P. Morgan Chase & Co., глава группы Blackstone Group Стивен Шварцман (Stephen Schwarzman) и председатель совета директоров Citigroup Inc. Ричард Парсонс (Richard Parsons) встретились в пятницу в московском офисе государственного ОАО «Сбербанк». Ллойд Блэнкфейн (Lloyd Blankfein) из Goldman Sachs Group Inc. присоединился к дискуссии по видеосвязи. В расслабленной атмосфере финансисты высказали десятки предложений о том, как Кремлю справиться с доминированием государства над бизнесом , российской проблематичной законодательной системой и плохой репутацией в бизнес-кругах.
«На самом деле фонды боятся вкладывать сюда деньги, вот проблема, которую вы должны решить», - заявил Шварцман Медведеву. Главной целью Кремля должно быть изменение этого положения, чтобы инвесторы «могли вкладывать сюда деньги и могли их забрать по-честному».
«Театры мы строить научились. Надеюсь, что сможем построить и Международный финансовый центр», - заявил Медведев, держа в руках iPad. Гости заседания приглашены на пятничное торжественное открытие Большого театра, который был закрыт на реставрацию шесть лет.
Медведев стремится увеличить финансовую роль страны с тем, чтобы ускорить рост и помочь диверсифицировать экономику, зависящую от экспорта сырья, но пока результаты довольно скромны. В этом году главные биржи страны, ММВБ и РТС, согласились объединиться, чтобы лучше выступать на международной арене. Москва ведет работу по исправлению проблем в финансовой инфраструктуре, включая отсутствие центрального депозитария для акций, который необходим для того, чтобы крупные инвестиционные фонды могли делать местные инвестиции.
Однако перед страной стоят еще более крупные проблемы. Часть торгов российскими ценными бумагами происходит в Лондоне или где-то еще, а отсутствие эффективной частной пенсионной системы или глубоких фондовых рынков означает, что любое первичное публичное размещение акций проходит в основном за границей. Тем временем, сложная законодательная система страны и высокий уровень коррупции, согласно иностранным исследованиям, отпугивают бизнес и инвестиции.
Тем не менее, московская финансовая звезда начинает загораться. В этом году город переместился на 61 место с 68-го среди мировых финансовых центров, согласно лондонскому коммерческому аналитическому центру Z/Yen Group, обогнав Маврикий и Буэнос-Айрес, но уступив Лиссабону. Москва также упоминалась с несколькими азиатскими городами в списке десяти финансовых направлений, которые, скорее всего, должны стать более значительными.
В сегменте профильных инвестиций и банковских доходов Россия находится на 13 месте, с 1,4% от мирового показателя этого года, что больше показателя 2010 года, но гораздо меньше показателя 2008 года, когда цена нефть достигла рекордных сумм, согласно данным Dealogic.
Большая часть этих доходов достается государственной банковской группе «ВТБ» чье инвестиционно-банковское отделение наняло на работу десятки сотрудников Deutsche Bank AG и других крупнейших фирм. Некоторые крупнейшие банки опасаются, что «Сбербанк», крупнейший российский банк, будет дальше выдавливать международные банки, после его объявления о покупке «Тройки-Диалог», крупнейшей брокерской компании.
Решение от Blackstone? Быстро продать государственные компании, включая банки, не называя это приватизацией, так как это слово влечет за собой болезненные воспоминания о передаче советского имущества олигархам в 90-е годы.
«Если вы посмотрите на свои банки, то увидите, что у них есть серия непроизводительных активов, то же самое с государственными компаниями», - отметил Шварцман. «Отдайте эти компании в руки бизнесменов. Вы получите больше налогов и рабочих мест». Другая идея: продать конвертируемые облигации «консервативным» россиянам, которые больше верят государственным бумагам, а после разрешить обменять облигации на акции в приватизированных компаниях, предложил Шварцман.
Помимо продажи активов правительство могло бы получать больше доходов при помощи более эффективной системы сбора налогов, так как «соблюдение закона представляет собой проблему», отметил Даймон. Что еще важнее, так это развитие «сильного набора юридических прав» и ответственности государства с тем, чтобы заманить инвесторов, добавил он.