Перевод предоставлен изданием «Курсор» (Израиль)
Главы государств Европейского союза, во главе с канцлером Германии Ангелой Меркель и президентом Франции Николя Саркози, покинули зал заседаний после долгой и изнурительной ночи.
Меркель и Саркози напоминали пару озабоченных родителей, выходящих из родительного отделения больницы с умиротворяющей улыбкой на устах и младенцем на руках. «Программа экономического спасения номер два» (временное название) была одобрена. Больная европейская экономика вот уже несколько месяцев находится в реанимации в очень тяжелом состоянии.
И вот наконец несчастной пациентке сообщили, что достигнута договоренность о методике лечения для того, чтобы поднять больную на ноги. Остальные вопросы, касающиеся дозировки лекарств, расписания процедур и финансирования дорогостоящего ухода, консилиум врачей рассмотрит позднее.
Финансовые рынки с энтузиазомом отреагировали на известие о новой программе. Программа включает списание 50% греческих долгов (350 миллиардов евро) и увеличение объема финансовой помощи странам ЕС, а также увеличение специального Фонда помощи на триллион евро. Капитал европейских банков также увеличится на 108 миллиардов евро (чтобы они смогли справиться со списание греческих долгов).
Важной новостью, связанной с программой спасения, является то, что впервые Греция на официальном уровне признана банкротом. Эвтанзия анонизирующей греческой экономики отложена на неопределенный срок. Неконтролируемый коллапс «экономики таверн» мог нанести тяжелейший удар по европейской банковской системе. Этого лидеры Евросоюза допустить не могли. Биржевые торговцы всего мира приветствовали сообщение глав европейских государств. Акции на биржах Европы (и Тель-Авива) взлетели вверх.
Еще по теме: Кризис капитализма
Но при всем уважении к декларации намерений со стороны европейских руководителей, подлинная проверка на прочность ожидает их в ближайшем будущем. Полгода назад уже была задействована программа по спасению греческой экономики, однако она потерпела полный провал. Этот план пришлось подвергнуть серьезной коррекции. Новая программа также вызывает немало вопросов: каким образом Фонд помощи сумеет мобилизовать столь гигантские средства? Удастся ли ему завоевать доверие инвесторов? Позволят ли Китаю стать крупным игроком, который скупит львиную долю государственных облигаций европейских государств? Есть ли основание считать, что новая программа вылечит Грецию от всех застарелых экономических болезней? Если программа не увенчается успехом, удар по европейской экономике может быть особенно болезненным и опасным.
Но даже если мы поверим Меркель и Саркози, и план спасения будет успешно реализован, это решит лишь одну проблему – финансовую. И то – на короткий срок. Никто не знает, как решить проблемы реальной экономики в странах, оказавшихся в тупиковой ситуации. Сумеет ли греческое хозяйство выйти из кризиса и вернуть долги? Сумеют ли Испания и Италия сократить 20-процентную безработицу? Все эти вопросы остаются открытыми.