Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Правовой спор Романа Абрамовича с Борисом Березовским в Высоком суде Лондона приоткрывает завесу по сделкам постсоветских миллиардеров в России, показывая в целом как велись и ведутся дела в России. Поселдний пикантный момент: запись беседы Березовского с Абрамовичем, ставшая центром внимания суда, велась нынешним депутатом Госдумы Андреем Луговым, подозреваемым британской полицией в убийстве Литвиненко.

ЛОНДОН — Российского миллиардера Романа Абрамовича в пятницу опросили в суде по поводу тайной записи его беседы в аэропорту Парижа в 2000 году, которая якобы доказывает, что он владел российской нефтяной компанией «Сибнефть» вместе с олигархом-конкурентом.

Необходимость этого возникла в ходе пятого дня показаний г-на Абрамовича, одного из богатейших людей России и владельца лондонского футбольного клуба «Челси», чей правовой спор с другим магнатом приоткрывает завесу по сделкам постсоветских миллиардеров в России.

Г-ну Абрамовичу предъявил иск в Высоком суде Лондона Борис Березовский, некогда один из самых влиятельных бизнесменов России, который бежал из России в 2000 году после ссоры с тогдашним президентом Владимиром Путиным. Г-н Березовский утверждает, что младший по возрасту г-н Абрамович воспользовался внезапными изменениями обстоятельств, чтобы вынудить его продать акции «Сибнефти» намного дешевле их реальной стоимости. Г-н Березовский предъявил иск своему сопернику более чем на 6 миллиардов долларов.

Читайте также: Абрамович рассказал, как «разводили» Дерипаску


Г-н Абрамович отрицает в суде, что г-н Березовский вообще когда-нибудь владел пакетом акций «Сибнефти». Г-н Абрамович сказал, что 2,5 миллиарда долларов, которые он давал г-ну Березовскому на протяжении многих лет, были не долей доходов от нефтяной компании, а платой за услуги более старшего россиянина, выступавшего в качестве «политического крестного отца».

Пятничные показания велись вокруг стенограммы разговора в декабре 2000 года между двумя мужчинами и грузинским бизнесменом Бадри Патаркацишвили в ВИП-зале парижского аэропорта в Ле-Бурже, который обслуживает бизнес-рейсы. Грузин, который умер в 2008 году, тайно записал разговор незаметно для двоих других участников встречи. Запись стала ключевым доказательством в суде, хотя смысл ключевых пассажей оспаривается обеими сторонами.

Адвокат г-на Березовского Лоренс Рабинович (Laurence Rabinowitz) процитировал часть разговора, где слышно, как г-н Абрамович говорит: «Идея в том, что мы должны легализовать этот процесс, вот в чем идея. Чтобы сказать, что этот портфель принадлежит тому-то, а этот тому-то. И если вы доверяете мне, я сделаю это таким образом, чтобы вы не светились».

Г-н Рабинович сказал: разговор показывает, что г-н Березовский и г-н Патаркацишвили, его партнер, хотели официально оформить их интересы в «Сибнефти». Он сказал, что «легализация» в этом контексте означает указание, «кто владеет какими акциями, с тем, чтобы эти люди могли получать дивиденды».

Г-н Абрамович отрицает это, говоря, что разговор шел о том, как обеспечить, чтобы г-н Березовский мог продолжать получать доход от г-на Абрамовича теперь, когда он жил за границей. По его словам, пожилой человек недавно бежал из России и беспокоился о том, как управлять своими финансовыми делами в изгнании.

Читайте также: Березовский: Абрамович - бандит и посланник Путина

Разбирательства в пятницу также коснулись чувствительной темы предполагаемых доверительных связей Абрамовича с Кремлем. Г-н Рабинович привел отрывки из стенограммы, которые показывают растущее политическое влияние Абрамовича и близкие отношения с президентом Путиным – это является ключевым фактором в рассуждениях г-на Березовского о том, что молодой человек использовал свое вновь обретенное влияние, чтобы лишить его акций.

В какой-то момент записи разговоров г-н Патаркацишвили спрашивает, а не будет ли у него каких-либо проблем, если он вернется в Россию. Г-н Абрамович говорит, что не будет, явная ссылаясь на разговор с Путиным.

Г-н Абрамович сказал в суде в пятницу, что у него была возможность передать мнение г-на Путина о г-не Патаркацишвили и г-не Березовском. Его спросили, имел ли грузин основания считать его человеком, близким к людям во власти в Москве. «Многие мои знакомые и друзья работали в правительстве, это правда», — сказал он.

Г-н Рабинович также сослался на моменты в разговоре, когда г-н Патаркацишвили, который, как г-н Березовский заявил суду, также являлся совладельцем «Сибнефти», использует слово «мы» в отношении нефтяной компании, заявив, что это показывает: он также считал «Сибнефть» своей компанией.

Читайте также: Березовский транжирил деньги, полученные от Абрамовича

Г-н Абрамович сказал, что г-н Патаркацишвили, будучи грузином, часто путал русские слова.

Запись в «Ле Бурже» окутана интригой. В письменных материалах, представленных Высокому суду, г-н Березовский сказал, что в 2009 году к нему подошел человек, который действовал в качестве посредника третьих лиц, владеющих аудио-файлами разговора в «Ле Бурже». В деле их имена не называются.

Затем он купил ленту у посредника, согласившись заплатить ему либо 5% суммы иска, если он выиграет дело, или 50 миллионов долларов в случае, если иск будет отвергнут, согласно представленным материалам.

На этой неделе в суде стало известно, что запись была произведена Андреем Луговым, начальником службы безопасности г-на Патаркацишвили. Полиция Великобритании считает г-на Лугового главным подозреваемым в убийстве Александра Литвиненко, бывшего офицера КГБ, который умер от отравления полонием в Лондоне.

Г-н Луговой, которого Кремль отказался выдать Великобритании, заявил, что он не имеет ничего общего с убийством. С тех пор он стал депутатом нижней палаты российского парламента.