Cуд города Курган-Тюбе в Таджикистане приговорил двух пилотов российской авиакомпании к 8,5 года тюремного заключения за контрабанду авиазапчастей, незаконное пересечение границы и нарушение правил международных авиаперевозок.
Как сообщает корреспондент Русской службы Би-би-си в Душанбе Анора Саркорова, пилоты российской Rolkan Investmens Ltd - россиянин Владимир Садовничий и гражданин Эстонии Алексей Руденко - не признали себя виновными ни по одному из пунктов обвинения, а их адвокаты перед вынесением приговора настаивали на том, что обвинения не были доказаны в ходе процесса.
Таджикская сторона ранее просила назначить наказание Садовничему и Руденко в виде лишения свободы на срок 13 лет каждому. Первоначально они были приговорены к 10,5 годам в колонии строгого режима, но по действующему в Таджикистане закону «Об амнистии» срок был сокращен на два года.
Посольство России в Таджикистане заявило, что дело российских пилотов приобретает политический характер.
«Вынесенный приговор несправедлив. Посольство примет все возможные меры, чтобы добиться освобождения российского гражданина Садовничего и нашего соотечественника Руденко», - заявил Русской службе Би-би-си пресс-атташе посольства России в Таджикистане Алексей Степанов.
Адвокат осужденных Гулом Бобоев, в свою очередь, заявил, что намерен обжаловать приговор. По его словам, защита была готова к обвинительному вердикту.
«Борьба шла за эти самолеты. О том, что обвинение пристрастно, было заметно по тому, с какой частотой отклонялись все мои жалобы и ходатайства», - заявил Би-би-си Бобоев.
Сотрудники Комитета национальной безопасности Таджикистана (бывшего КГБ) задержали пилотов российской авиакомпании весной 2011 года сразу после вынужденной посадки в аэропорту Курган-Тюбе. По версии обвинения, пилоты проникли на территорию Таджикистана незаконно и были причастны к контрабанде авиационного оборудования.
Обвинители также полагали, что летчики намеревались тайно перевезти в Россию авиационный двигатель стоимостью около 225 тысяч долларов.
Из Кабула в Курган-Тюбе
По договору с правительством Афганистана пилоты перевозили продукты и гуманитарную помощь на двух самолетах Ан-72.
Летчики возвращались из Кабула 12 марта этого года и собирались совершить посадку в аэропорту Курган-Тюбе для дозаправки. По словам пилотов, у них была устная договоренность с представителями авиации Таджикистана о транзитной посадке и дозаправке.
Во время полета им сообщили о том, что соответствующего разрешения Душанбе не дает, и пилотам необходимо вернуться в Кабул.
По словам российского летчика Владимира Садовничего, сделать это было крайне трудно, так как действующий в военном режиме аэропорт Кабула не мог сразу принять российские самолеты, а топлива на дополнительные круги в ожидании посадки в баках не было.
Поэтому, как заявляет пилот, руководствуясь международным воздушным кодексом, в целях безопасности членов экипажа и самолета он принял решение о запросе вынужденной посадки в аэропорту Курган-Тюбе. Так же поступил командир второго самолета Алексей Руденко.
Пилоты утверждают, что вина на суде доказана не была.
«Официальные власти Таджикистана в соответствии с воздушным кодексом страны расследовали данный авиационный инцидент и ничего незаконного в наших действиях не нашли, - говорил Садовничий во время судебного разбирательства. - После приземления наши самолеты были осмотрены, и ничего незаконного в них обнаружено не было. Ни один свидетель на процессе не назвал ни одного пункта воздушного кодекса Таджикистана, который был бы нами нарушен. Мы ничего не скрывали».
По прилете в Таджикистан обоих летчиков поместили под арест - в гостиницу. Спустя два месяца им предъявили обвинения в контрабанде. Адвокаты настаивают, что летчики не пытались ничего провезти тайно.
«Оба самолета были осмотрены таможенниками, и ими же составлен акт об отсутствии на борту контрабандных и запрещенных предметов, в том числе наркотических веществ и оружия. Оба самолета были списаны с учета ВВС России и проданы российской компании Rolkan Investments Ltd. Также несостоятельны обвинения в незаконном пересечении границ. Подсудимые имели при себе необходимые разрешительные документы», - заявил на суде защитник летчиков Гулом Бобоев.
Торг уместен?
Ряд российских экспертов высказывают предположения, что Садовничий мог стать заложником сложностей в российско-таджикских отношениях.
В частности, заведующий отделом Средней Азии и Казахстана Института СНГ Андрей Грозин в интервью российским СМИ сказал, что торг между Москвой и Душанбе по разным вопросам не прекращается.
«Это делается в преддверии подписания намеченных на весну договоренностей по российской военной базе, объекту «Нурек» [находящийся в Таджикистане российский комплекс системы контроля космического пространства] и российско-таджикскому экономическому партнерству», - считает политолог.
Таджикские власти политическую подоплеку в судебном разбирательстве отрицают.
В авиакомпании Rolkan Investmens Ltd считают, что летчики оказались в суде из-за двух уникальных самолетов.
«Очень они кому-то понравились. Эти самолеты эксклюзивные, они в Арктику летали, на Северный полюс летали. Тут, в Таджикистане, они могут на любое хлопковое поле сесть и взлететь. Аналогов даже у американцев нет. А летчики попали как заложники, как предмет шантажа», - заявлял ранее представитель авиакомпании Валерий Пфефер.