Первые маневры, возможно, уже начались. Во время последнего консультационного собрания по Договору об Антарктике, которое прошло в июне в Буэнос-Айресе, Россия заявила о намерении начать разведку минеральных ресурсов, нефти и газа на белом континенте и в омывающих его морях. Документ, представленный российской делегацией, излагает ключевые пункты «стратегии развития деятельности Российской Федерации в Антарктике на период до 2020 года и на более отдаленную перспективу».
Неизвестно, вызвал ли данный документ беспокойство среди 48 стран-участников Договора об Антарктике, поскольку такие собрания проходят без внешних наблюдателей, а содержание бесед не разглашается. Тем не менее, российский документ был тихо размещен на официальном сайте Секретариата договора.
Российский проект предполагает проведение «комплексного изучения минеральных, углеводородных и других видов природных ресурсов Антарктики» и может негативно повлиять на особый юридический статус континента, вступить в прямое противоречие с Мадридским протоколом, который предоставляет континенту статус «природного заповедника, предназначенного для мира и науки». Поэтому любая форма геологической разведки и добычи теоретически является запрещенной.
Столкнувшись с истощением сырьевых ресурсов и на фоне напряжения с Китаем, который настроен на размещение собственных сил в регионе, бывший испанский президент Фелипе Гонсалес (Felipé Gonzalez) и два бывших премьер-министра, Боб Хоук (Bob Hawke) из Австралии и Мишель Рокар из Франции (Michel Rocard), призвали продолжить ратификацию Мадридского протокола. Другими словами, они пытаются сделать все возможное, чтобы заставить «отбившихся» подписать договор.
На сегодняшний день 14 подписавших договор государств еще не ратифицировали протокол, подписанный в испанской столице в 1991 году и вступивший в силу семь лет спустя. Если бы те страны участвовали в протоколе, основном природоохранном документе договора, это позволило бы увеличить его дипломатический вес.
Но будет ли этого достаточно, чтобы избежать лихорадки в отношении морского дна Антарктики? После объявления о намерениях со стороны России австралийский исследовательский центр, Институт международной политики имени Лоуи, опубликовал доклад, в котором призывает австралийское правительство защитить национальные интересы и начать диалог «с придерживающимися аналогичного мнения государствами, чтобы предвосхитить вопросы суверенитета и ресурсов, которые будут пересмотрены в 2048 году», когда Мадридский протокол будет пересмотрен странами, участвующими в Договоре.
Австралия, как и Франция, Новая Зеландия, Норвегия, Великобритания, Чили и Аргентина, претендуют на территорию Антарктики, но их претензии были заморожены согласно Договору.
Один из странных аспектов юридической системы заключается в том, что все территориальные претензии заморожены, но не оспариваются. Каждая страна продолжает заявлять о своих претензиях, но обязуется ничего не предпринимать в их отношении.
Рокар, который вместе с Хоуком является одним из архитекторов протокола, уверен, что он выстоит. Протокол будет пересмотрен после 2048, если три четверти 12 стран-консультантов согласятся с этим. Но согласно Рокару, мир столкнется «с ускорением уже начавшегося процесса потепления климата, и поиск углеводородов в Антарктике больше никому не покажется разумной идеей».
«Сегодня все паникуют в связи с истощением природных ресурсов», - заявил Рокар. «Система договора не предусматривает каких-либо инструментов принуждения, предназначенных для того, чтобы помешать кому-либо осуществить свои намерения».
Как и все международные договоры, этот зависит от доброй воли всех участников и может потерять значительную силу, если один из участников начнет отступать от положений. Если целью России была проверка реакции на документ, то его публикация не повлекла за собой никаких официальных возражений со стороны стран-участников, и этот факт нужно воспринять серьезно. Особенно еще и из-за того, что Китай начал усиливать свои позиции в Антарктике. Новая китайская база «Куньлунь» располагается на высоте почти четырех тысяч метров и возвышается над другими исследовательскими станциями. Это явно имеет символический характер, так как не существует никакого очевидного научного обоснования для такого расположения, согласно консультантам, которые разрешают размещение подобных исследовательских станций, исключительно, как предполагается, для достижения научных результатов. ««Патриотические названия, которые дает Китай своим научным станциям, свидетельствуют о скрытом национализме в действующей китайской политике, – отмечают специалисты Института международной политики имени Лоуи в своем докладе. - Есть данные, что на станции висит табличка с надписью «Добро пожаловать в Китай», что означает полное неприятие претензий Австралии. Китайская станция находится в самом центре территории, которую Канберра считает австралийской.