Весьма заманчиво по обыкновению рассыпаться в похвалах Роберту Мэссси, который ближе всего подошел к тому, чтобы называться официальным биографом российской императорской семьи. Книга «Екатерина Великая: портрет женщины», которая восполняет пробел между завоевавшим премию Пулитцера романом «Петр Великий» и книгами о закате династии Романовых, стала результатом тщательных исторических исследований, в ее драматическом повествовании соединяются сложность геополитической ситуации 18 века и нюансы личных отношений. Однако чрезмерная основательность книги временами негативно сказывается на тех утверждениях, которые Мэсси стремится доказать.
Екатерина, без сомнений, представляет собой удивительный объект исследований. София, рожденная в не слишком знатной немецкой благородной семье, выросла и стала русской Екатериной Великой, одной из самых влиятельных правителей своего времени. Будучи императрицей, она твердой рукой управляла политическими и военными делами страны, покровительствовала искусству и литературе, что привело к их небывалому расцвету, и к тому же имела связь с дюжиной привлекательных придворных и военных. Добавим к этому широко обсуждаемые вопросы – Кто на самом деле был отцом ее детей? Какова мера ее ответственности за переворот, который положил конец краткому правлению ее мужа и возвел ее на трон, не говоря уже о последующем его убийстве? Что это была за лошадь? – и у вас уже есть готовые наброски биографического блокбастера.
Читайте также: Екатерина - великий человек
Мэсси решительно подходит к своему материалу. Он представляет Екатерину как женщину, которой движет обида на пренебрежение со стороны ее матери, принцессы Иоганны-Елизаветы, красивой, амбициозной, «пустой», вспыльчивой и раздражительной женщины. Разочарование Иоганны рождением дочери еще больше подчеркивалось ее трагическим предпочтением сына, который родился следующим. По мнению Мэсси, «отверженность Екатерины помогает объяснить ее непрекращающиеся поиски во взрослой жизни того, чего ей не хватало в детстве» - «элементарное человеческое тепло» и одобрение, которое ее мать не смогла ей дать, она искала в платонических отношениях с мыслителями того времени, такими как Вольтер и Дидро, а также в определенно неплатонических отношениях с десятками любовников, самым знаменитым из которых стал Григорий Потемкин.
Мэсси изображает Екатерину как глубоко травмированного человека, однако он также делает ее образцом для подражания. Невзрачная в детстве, однако, все более привлекательная с годами, чрезвычайно образованная с ранних лет, ненасытная любительница книг, «веселый ребенок» и «прирожденный лидер», Екатерина неизбежно должна была достичь величия, и в этом смысле энтузиазм Мэсси не ослабевает даже тогда, когда события, описываемые им, противоречат его аргументам.
Привезенная в Россию в юношеские годы и выданная императрицей Елизаветой Петровной замуж за ее неуклюжего, непривлекательного и невероятно странного племянника и наследника престола Петра (который дрессировал собак в своих личных апартаментах, организовывал военные парады среди своих слуг и отказывался осуществлять брачные отношения), Екатерина сначала старалась быть очаровательной и всем угождать – идеальная принцесса-невеста. Однако когда со временем ее брак начал распадаться и она потеряла расположение Елизаветы, она все больше становилась независимой, поощряя стратегические политические союзы и находя себе любовников, которые, по мнению Мэсси, стали отцами ее детей, хотя другие исследователи считают подобные аргументы весьма сомнительными.
После смерти Елизаветы в 1761 году на короткий срок на трон взошел император Петр. Хотя некоторые историки находят его реформы прогрессивными, Мэсси на первый план выдвигает его преданность Пруссии и плохое обращение с Екатериной, выражает одобрение действиям солдат, которые его свергли и посадили на трон Екатерину через шесть коротких месяцев после его восшествия на престол. В трактовке Мэсси, Екатерину очень удивил переворот, однако решительность, с которой она объединила власть в своих руках после него, свидетельствует об обратном.
Читайте также: Августейшая потаскуха как символ имперского величия
Проводя читателя по событиям периода правления Екатерины, начиная с ее в целом неудачных попыток провести реформы законодательства и крепостного права, продолжая ее в основном удачными дипломатическими и военными маневрами, ее покровительством искусству и заказами на строительство новых архитектурных сооружений, а также ее романтическими и сексуальными отношениями, Мэсси не перестает умело управлять фактами, возвышать свою героиню и напоминать нам об эмоциональной неудовлетворенности Екатерины. Потемкинские деревни, которые, по слухам, представляли собой всего лишь фасады, созданные Григорием с целью произвести впечатление на Екатерину во время ее поездки по недавно присоединенному Крыму в 1787 году, действительно существовали. Усиление диктаторского режима правления Екатерины находит оправдание в тех обстоятельствах, с которыми она сталкивалась, а скандальная легенда о ней и лошади не упоминается совсем.
Роман «Екатерина Великая» замечателен своими деталями. Среди прочего Мэсси вводит в него все подробности тех 16 лет с момента приезда Екатерины в Россию и до смерти Елизаветы, включая каждую простуду и семейную ссору супругов, а также полноценный рассказ о Французской революции (вероятно, все, что следовало о ней упомянуть, было то, что судьба французского монарха привела в ужас российскую императрицу и укрепила в ней решимость отказаться от принципов просвещения, которыми она руководствовалась в начале своего правления).
Однако если иногда такие подробности способствовали замыслу автора - старания Екатерины победить оспу поистине вызывают восхищение, в особенности, когда она согласилась сделать первую в России прививку - они в то же время подрывали его. Вина Екатерины бросается в глаза, когда она в точности повторяет пагубное поведение своей матери и императрицы Елизаветы в обращении с собственным сыном, которого она отвергла и унизила, и ее внуком, которого она взяла на воспитание, точно так же как Елизавета забрала у нее ее сына.
Как и наши предки из 19 века, мы любим длинные биографии, а Мэсси нас ими обеспечивает. В действительности, можно сказать, что он дает нам больше, чем обещает, и больше, чем мы у него просим.