Десять лет назад Запад отправился на войну в Афганистан. Сперва он начал воздушную операцию, а затем направил спецподразделения и разведслужбы, чтобы вынудить военных лидеров на севере страны выступить против талибов. Первые успехи создали видимость состоятельности подобной военной стратегии с незначительным участием западных сил.
Тем не менее, все эти победы были всего лишь иллюзией: талибы на самом деле так и не были побеждены, а всего лишь отошли на юг и восток страны, в убежища в афганских деревнях, и на другую сторону линии Дюрана, в Пакистан. Установившийся после этого мир был миром победителей. Только так называемые побежденные не имели к нему никакого отношения. Навязанная американцами Конституция являла собой чистейший продукт неоконсерваторских теорий установления демократии, который не принимал во внимание политическую историю или географию страны.
Еще по теме: десять лет войны в Афганистане
Сегодня западные политические лидеры и генералы встречают все эти так называемые успехи стеной смущенного молчания. У подобной неловкости есть прекрасное объяснение: достаточно хоть немного понимать Афганистан, чтобы осознать, что основанная на боевых действиях стратегия не ведет никуда. Эта тактика заключается в подавлении симптомов куда более страшной болезни, то есть анархии и озлобления, которые поразили большую часть Афганистана.
Прошли времена, когда натовские генералы свято верили лишь в один метод: очистить страну от талибов, разместить людей по всей территории, начать строительство афганского государства. Сегодня все говорят о политической «волне», которая подкрепит уже начавшиеся «волны» в военной сфере и сфере развития (речь идет о стратегии «большой волны» Буша-младшего, которая состояла в массовой отправке дополнительного контингента в Ирак в 2007-2008 годах).
Тем не менее, ничего конкретного в плане этого политического наступления так и не было сделано. Во всяком случае, на территории Афганистана, где Международные силы содействия и безопасности (ISAF) твердят о примирении, но продолжают вести войну. После назначения на пост командующего натовским контингентом генерал Петреус в три раза увеличил число операций спецподразделений, а также объемы боеприпасов для авиаударов. Тем не менее, глупо верить, что такие методы способны привести талибов за стол переговоров до намеченного на 2014 год вывода западных сил.
В знаменитом пособии по борьбе с повстанческим движением американской армии (Counterinsurgency Field Manual) говорится, что борьба с повстанцами ведется в политическом плане. В то же время Запад не сделал какого-либо серьезного политического предложения пуштунскому населению на юге и востоке страны, которое уже давно оказалось в тяжелейших условиях и видит перед собой лишь одну альтернативу: либо строгую, но понятную систему талибов, либо грабеж и самоуправство лидеров преступных организаций и бандформирований. Никакое афганское «государство» даже не может надеяться выжить между двумя этими бушующими океанами. Или вообще появиться на свет после трех десятилетий деструктурировавших общество конфликтов.
Еще по теме: как уйти из Афганистана?
Кроме того, ничего конкретного не было сделано и для развития сотрудничества с соседями Афганистана для установления мира, который бы принес выгоду всем сторонам. Двухсторонние встречи никогда не заменят интеграции этих стран в качестве полноправных участников процесса. Как, впрочем, и конференции, как та, что состоялась в декабре в Стамбуле, или встреча в Бонне: ничего не получится, пока они будут сводиться к сидению за столом и озвучиванию правительственных позиций. Чтобы решить афганскую проблему, необходимо привлечь региональные державы к постоянному переговорному процессу под эгидой ООН и при активной дипломатической поддержке со стороны США и Европейского Союза.
Помимо верховенства политики в любом стоящем противоповстанческом пособии прописана серия принципов, которые должны обеспечить победу в войне. Один из таких принципов - это наличие военных и политических сил в достаточных количествах для обеспечения контроля на всем «зараженном» участке. Несмотря на отправленные Бараком Обамой подкрепления, даже когда личный состав афганской армии и полиции, наконец, достигнет заявленной отметки, мы и близко не подойдем к плотности сил, которая необходима для классического метода противодействия повстанцам в Афганистане. И даже если у нас и будет необходимое количество, нам все равно будет не доставать стратегического качества, которое нужно для его поддержания достаточно долгое время для достижения результата.
Еще один немаловажный принцип: блокировка доступа повстанцев к укрытиям. В настоящей момент у нас нет никакой стратегии в этом вопросе, касается ли то внутренней территории Афганистана, обширные регионы которого находятся вне контроля ISAF, или соседних государств. Пока что с нашей «стратегией» мы всего лишь толчем воду в ступе.
Еще по теме: в Афганистане лучше не становится
Все это - лишь несколько самых серьезных провалов «западной» стратегии, к которой ни у кого больше нет доверия. Сомневаюсь, что Барак Обама, Николя Саркози или Дэвид Кэмерон на самом деле считают, что военная кампания в Афганистане все еще может принести устойчивые результаты в рамках установленного графика. Как собственно и Стенли МакКристал, предшественник генерала Петреуса на посту командующего ISAF. Сложности, с которыми мы столкнулись в Афганистане, нужно и можно было предвидеть.
Тем не менее, грамотный политический подход должен состоять в рассмотрении долгосрочной перспективы, принятии максимально честной позиции и выборе в пользу двухуровневого (внутриафганского и регионального) политического процесса, который, как ясно любому объективному наблюдателю, является важным, но недостаточным звеном: в такой в первую очередь политической стратегии все же остается место для точечного и рационального использования военной силы, которая вместо того, чтобы самой диктовать стратегию, становится одним из ее инструментов. Чтобы восстановить Афганистан, нам нужно больше терпения и тонких политических средств, которые не может предложить коалиция во главе с США. Только так мы можем выйти из ситуации с достоинством.
Еще по теме: США пытаются договориться с талибами
В то же время существует и направленный в другую сторону источник давления: необходимость добиться того, чтобы наши солдаты больше не погибали. То, что мы посылаем их сражаться и умирать в Афганистан без лучшей техники и оборудования, уже серьезный проступок. Но отправлять их туда, не имея на руках серьезной стратегии, просто непростительно.
Шепард Коупер-Коулс - спецпредставитель Великобритании в Афганистане и Пакистане.