Пространство под ногами у охранников неожиданно превратилось в небольшой аэропорт. Десятки белых бумажных самолетиков лежат здесь на земле, а прилетели они с противоположной стороны улицы. Там собрались молодые люди с российскими флагами, и они гневно смотрят на здание посольства Таджикистана. Бумажные самолетики – немой символ, тогда как демонстрантам еще есть что сказать. «Свободу пилотам», - настойчиво скандируют они. – Верните пилотов домой».
Через некоторое время они уходят - в Москве холодно, и довольно быстро небольшая замерзшая группа исчезает. Тем не менее они на короткое время публично заявили о своей позиции по делу об аресте российского пилота, осужденного неделю назад в Таджикистане по обвинению в якобы совершенной контрабанде и приговоренного к длительному сроку тюремного заключения.
Подробнее: Кремль не устраивает решение Душанбе по поводу приговора пилотам
Но в этом, судя по всему, уже нет необходимости, поскольку дело российского пилота теперь обсуждается на самом высоком государственном уровне. Оно уже стало предметом игры между президентами России и Таджикистана, а также опасной темой с националистическим подтекстом в предвыборной борьбе. Россия обычно плохо переносит критику в адрес своей собственной судебной системы, но в данном случае она сама открыто выступает против приговора, вынесенного другим государством. «Все это дело выглядит довольно сомнительно, - заявил президент Дмитрий Медведев. – Я надеюсь, что Таджикистан в том, что касается судьбы российского пилота, будет руководствоваться не только абстрактными соображениями, но также учитывать дружеские отношения с Россией».
По сути дела именно дружбы в отношениях между двумя странами в последнее время было не так много, а теперь от нее вообще ничего не осталось. Москва призывает это небольшое и бедное государство в Центральной Азии пересмотреть вынесенный на прошлой неделе приговор. Российский пилот и его эстонский коллега в марте летели из Афганистана в Россию, но из-за нехватки топлива совершили посадку в таджикской столице Душанбе. Там они были арестованы за нелегальное пересечение границы, а также за якобы контрабанду авиационного двигателя. Приведенные основания на самом деле выглядит неубедительными, а об истинных причинах задержания летчиков остается только догадываться. Вместе с тем Россия занимает в этом вопросе активную позицию и показывает этой бывшей советской республике, каково в действительности соотношение сил. Так, например, в настоящее время из Москвы уже выдворены 300 таджиков, так как них не было действующего разрешения на работу. Нелегальные рабочие из Центральной Азии не являются в России чем-то новым, однако за три недели до выборов с помощью этого вопроса можно заработать дополнительные политические очки. Что и делает Медведев, который в данном случае действует, скорее, не как президент, а как главный кандидат правящей партии, намеренной в ближайшее время одержать победу на выборах. Глава российской Миграционной службы также сообщил Медведеву о том, что таджики чаще других приезжих нарушают законы, и поэтому их депортация оправдана. С этого времени таджики постоянно жалуются на угрозы со стороны российских властей, а также на подозрительное отношение и задержания.
Еще по теме: Москве следует «отомстить» Душанбе за приговор пилотам
В понедельник сказал свое слово и главный российский защитник здоровья Геннадий Онищенко, который и раньше находил медицинские оправдания для того, что требовалось политике. Производителей грузинского вина с момента вооруженного конфликта Тбилиси с Москвой он обвиняет в отсутствии необходимой гигиены, а у таджиков он теперь обнаружил растущее число заболеваний туберкулезом и СПИДом. Следует также подумать о введении временного запрета на въезд в Россию таджикских рабочих, заявил Онищенко.
В связи с этим президент Таджикистана Эмомали Рахмон оказался в сложном политическом положении. С одной стороны, он должен у себя на родине выступать как суверенный и независимый президент, а, с другой стороны, его страна нуждается в финансовой помощи сотен тысяч гастарбайтеров, курсирующих между Москвой и Таджикистаном. Он объявил, что лично будет следить за делом российского пилота. Пока настроение у его соотечественников в России подавленное. Представитель таджикских рабочих заявил в интервью газете The Moscow Times: «Власти бьют человека, который уже лежит на земле». 1,5 миллиона мигрантов, по его словам, не должны быть втянутыми в политику. Он просит таджикское правительства освободить российского пилота, даже если он заслуживает тюремного срока, и это свидетельствует о том, насколько тяжелой является сложившаяся ситуация.
Этническая напряженность и без того велика в России. В последние недели национализм совершенно бесцеремонно о себе заявляет. Во время «Русского марша» тысячи его участников требовали от российского правительства прекратить «кормить Кавказ» и не оказывать финансовую помощь южным российским республикам. Либерально-демократическая партия открыто выступает с требованием: Россия для русских.
Президент Медведев несколько дней назад заявил о своей готовности ужесточить наказание на экстремизм. Таким образом он занимается популизмом и открыто говорит о том, что ситуация может ухудшиться. Однако его курс является весьма опасным. Ведь руководству страны хорошо известно, что экономический подъем в России зависит от дешевой иностранной рабочей силы. Хотя накануне выборов об этом редко заходит речь.