Первое заседание Латвийско-российской комиссии историков в понедельник, по словам советника президента Латвии Андриса Берзиньша по вопросам истории Антонийса Зунды, прошло «в очень конструктивном духе, с перспективой».
Заседание состоялось в помещении Российской академии наук, на него из Латвии прибыли восемь из десяти членов комиссии, профессор Айварс Странга и Янис Тауренс не поехали в Москву из-за болезни. Латвию представляли руководитель комиссии Инесис Фелдманис, Антонийс Зунда, Дайна Блейере, Хейнрихс Стродс, а также Ирене Шнейдере, Александр Иванов, Рудите Виксне и директор Латвийского национального архива Мара Спруджа. Члены комиссии с российской стороны тоже были не в полном составе – отсутствовал один заболевший историк. На открытии заседания с короткой речью выступил посол Латвии в Москве Эдгарс Скуя.
Читайте также: Историк - нужно начинать с невинных тем
После этого господин Скуя ушел, и, как рассказал профессор Зунда, на дальнейших переговорах историков больше ни одного политика не было. И сопредседатель комиссии с российской стороны академик Александр Чубарьян, и глава латвийской делегации Инесис Фелдманис полны решимости не допускать, чтобы история становилась оружием пропаганды, и выразили надежду, что новый институт сможет рассмотреть «самые острые вопросы». «В работе комиссии не будет запретных тем. Работа и выводы нашей комиссии не будут означать монополию на истину. Однако есть много других историков, которые работают вне комиссии, и у которых есть свое мнение по вопросам истории наших стран», - отметил Чубарьян.
«Мы спорили много, но рационально. Старались все уладить по возможности дипломатичнее, и российские партнеры тоже играли по таким же правилам», - рассказал профессор Фелдманис. «Никакого отступления от наших основных положений по истории не произошло. Российские историки, проявляя понимание, ничего такого и не пытались добиться», - добавил он.
Одной из самых спорных тем оказалось желание России расширить границы рассматриваемого периода до 18-го века, против чего делегаты Латвии единодушно категорически возразили. «Ведь вопросы 20-го века, в конце концов, были главной причиной, почему вообще основана комиссия», - напомнил Зунда. В свою очередь, академик Чубарьян официальному российскому агентству ИТАР-ТАСС подчеркнул: «Это не означает, что мы не будем уделять внимание событиям конца 19-го века, потому что они повлияли также на историю 20-го века». Зунда пояснил, что в данном случае речь о событиях 1905 года, которые невозможно рассмотреть без взгляда в предыдущий век.
Активные дискуссии прошли также по поводу возможностей латышских исследователей попасть в российские архивы. Как известно, в специализированные хранилища документов, где находятся связанные с внешними делами и спецслужбами материалы, трудно попасть даже российским исследователям. Члены комиссии с российской стороны в связи с ограничениями по архивам активно ссылались на законодательство государства, однако в итоге в положение о комиссии было записано, что она будет «способствовать» открытию архивов.
Следующее заседание Латвийско-российской комиссии историков состоится в Риге в ноябре или в декабре 2012 года. Предусмотрены также переговоры историков за «круглым столом» и коллоквиумы. Созданные в Москве рабочие группы историков займутся отбором материалов для сборника документов, в котором будут отражены отношения Латвии и СССР в 20-30-е годы 20-го века в экономике, политике и культуре.
Перевод: Лариса Дереча