В Совете безопасности ООН Россия по-прежнему выступает против принятия резолюции с осуждением преступлений режима Асада, не говоря уже о введении международных санкций против Дамаска.
Чем же объясняется такое отношение, раз в прошлом Москва проявила куда больше сговорчивости по вопросу Ливии?
Для этого есть целый ряд структурных причин:
1. Сирия Башара Асада - это последний союзник России в регионе.
2. В этом году Москва продала Дамаску оружие на сумму в три миллиарда долларов (крупные поставки все еще не окончены).
3. Путин добился от Асада восстановления военно-морской базы в Тартусе, которая является последним опорным пунктом российского флота на Средиземном море.
Еще по теме: Россия ищет точку опоры в Сирии
Тем не менее, появились тому и новые причины:
1. Россия почувствовала себя униженной действиями НАТО в Ливии. Некоторые люди в Москве и других столицах полагают, что, воздержавшись на голосовании по резолюции 1973 об ударах по силам Каддафи, Россия потеряла статус великой державы. И хочет вернуть его.
2. В России полным ходом идет избирательная кампания. Парламентские выборы 4 декабря обещают стать непростым испытанием для правящей партии, которая, как всегда, использует антизападную риторику в качестве одного из основных направлений своей пропаганды.
Еще по теме: у сирийской оппозиции нет претензий к Москве
3. Владимир Путин решил вернуться в кресло президента страны. И ему необходимо отмежеваться от Дмитрия Медведева, который принял решение воздержаться во время голосования по резолюции 1973. Кроме того, нельзя не отметить, что его министр иностранных дел Сергей Лавров, который во время президентства Медведева нередко вел себя довольно вяло, вновь взялся за активную работу.
4. Москва не желает отказываться от своих слов. 5 октября представитель России в ООН уже проголосовал против предложенного проекта очень мягкой резолюции. Идея Алена Жюппе состояла в том, чтобы каждый член Совета безопасности открыто высказал свою позицию. Несмотря на оправданность с моральной точки зрения, эта инициатива Франции, возможно, является стратегической ошибкой, так как (если, конечно, не случится чуда) создает препятствия для любых перемен в отношении России в ближайшие месяцы.
Еще по теме: сирийская игра России
5. Российские дипломаты говорят о последней причине. Они напоминают своим коллегам из французского МИДа, что с самого начала Франция выступала защитницей христиан на Ближнем Востоке. Однако, по их мнению, нынешняя позиция Парижа делает выполнение этой задачи невозможным. И эстафету должно принять другое христианское государство, то есть Россия. Отсюда следует состоявшийся на этой неделе визит в Сирию Московского патриарха Кирилла, который, как всем известно, поддерживает тесные связи с российской властью.