Москва - Лишение свободы российского гражданина в Таджикистане вызвало волну репрессий против таджикских гастарбайтеров, работающих в России, которые говорят, что их несправедливо подвергают арестам и депортации.
По данным Федеральной миграционной службы, ее сотрудники за последние две недели задержали по меньшей мере 300 таджиков, хотя представители независимых правозащитных организаций считают, что задержано на несколько сотен человек больше. Таджикские власти заявляют, что на этой неделе в страну начали прибывать первые депортированные, однако сейчас пока неясно, сколько всего человек будет выслано в конечном итоге.
Подробности: Россия начинает депортацию таджиков
«Сотрудники Федеральной миграционной службы совместно с ведомствами Министерства внутренних дел проводят действия по депортации граждан Таджикистана, и мы будем делать это быстро, - заявил на прошлой неделе агентству ИТАР-ТАСС глава Федеральной миграционной службы Константин Ромодановский. – Мы получили указание восстановить порядок, и в этих целях мы будем применять самые суровые меры».
Эти задержания подчеркнули незащищенность миллионов рабочих мигрантов, которые живут и работают в России, причем зачастую в отвратительных условиях. Эти люди, приехавшие в основном из бывших советских республик Средней Азии, включая Таджикистан, регулярно подвергаются жестокому обращению со стороны полиции и злобных националистов, о чем сообщают правозащитники. Они также легко могут пасть жертвой превратностей внутренней и внешней политики, как происходит сейчас.
Вполне очевидные попытки властей воспользоваться усиливающимися антииммигрантскими настроениями в России в преддверии декабрьских выборов в парламент усугубляют положение этих людей. Видные государственные и общественные деятели выступают за ужесточение мер против таджиков, а президент России Дмитрий Медведев приказал своим подчиненным чаще проводить проверки среди незаконных иммигрантов.
«Я дал инструкции нашей миграционной службе, чтобы они следили за общим состоянием дел с присутствием иностранных граждан на территории нашей страны, - сказал на этой неделе Медведев, - потому что эта проблема волнует большое количество людей и зачастую, к сожалению, приводит к обострению ситуации, к стычкам, которые возникают иногда даже на межнациональной почве. На это нельзя закрывать глаза».
Конфликт возник в прошлом месяце, когда таджикский суд приговорил российского летчика Владимира Садовничего и его эстонского коллегу к восьми с половиной годам лишения свободы. Россия заявляет, что приговор был вынесен по надуманным обвинениям в незаконном пересечении границы Таджикистана в марте месяце и в контрабандном ввозе авиационного двигателя.
Еще по теме: Кремль не устраивает решение Душанбе по поводу приговора пилотам
Летчики возвращались в Москву после работы в Афганистане по перевозке грузов, когда, по их словам, таджикские авиадиспетчеры отказались дать им разрешение на посадку для плановой дозаправки в аэропорту Курган-Тюбе. Но они все равно посадили самолет, сказав позднее, что для возвращения в Таджикистан им не хватало топлива. Таджикские власти заявили, что посадка летчиков без разрешения и без соответствующих документов является достаточным основанием для того, чтобы обвинить их в контрабанде. Пилоты были арестованы и отправлены в тюрьму, где они находятся по сей день.
Российские представители с возмущением отреагировали на вынесенный вердикт. Кое-кто предположил, что приговор был вынесен с намерением получить взятку в обмен на освобождение летчиков.
Власти отрицают наличие какой-либо связи между этим уголовным делом и преследованиями таджиков в России, однако похоже, что они следуют хорошо проверенному и доказавшему свою действенность сценарию. Связанные с Кремлем молодежные организации направились пикетировать посольство Таджикистана в Москве, как это было во время недавних ссор с Грузией, Эстонией и другими странами.
Глава российской санитарной службы Геннадий Онищенко также был задействован в этой кампании. Часто привлекаемый к сложным международным конфликтам России, Онищенко на этой неделе порекомендовал ввести запрет на въезд таджиков в страну, заявив, что среди них выше обычной заболеваемость ВИЧ и туберкулезом. Лидеры таджикской общины назвали его утверждения абсурдными.
В прошлом Онищенко налагал запреты на ввоз в страну ценных иностранных продуктов, таких как вина из Грузии, молоко из Белоруссии и рыбные консервы из Латвии, причем происходило это в моменты роста напряженности с этими странами.
Самый ценный предмет экспорта из Таджикистана это люди. В России живет и работает более миллиона таджикских мигрантов, которые трудятся в основном на строительных площадках и на крупных рынках по всей Москве. Их денежные переводы в 2009 году составили около 35% валового внутреннего продукта Таджикистана, о чем сообщил Всемирный банк.
Еще по теме: Россия без мигрантов. Модель
По мнению экспертов, массовая депортация может стать катастрофой для таджикской экономики. По российским законам депортированный не может вернуться в Россию в течение пяти лет.
«Если мы не сумеем достичь соглашения, может возникнуть хаос, - заявил Каромат Шарипов, возглавляющий московскую организацию по защите прав таджикских трудовых мигрантов. - Все эти люди вернутся домой, а мы очень хорошо знаем, что правительство Таджикистана не в состоянии о них позаботиться».
Как и гражданам большинства других бывших советских республик, таджикам не нужны специальные визы для въезда на российскую территорию, однако им необходимо получать разрешения на работу, чтобы трудиться на законных основаниях. Миграционные власти заявляют, что все задержанные работали нелегально.
Попавшие в центр содержания иностранных граждан №1 на окраине Москвы люди заявили, что внутри центра находится от 400 до 450 человек. Большинство из них таджики, задержанные за последние 4-5 дней. Об этом они прокричали из открытого окна находившемуся внизу репортеру.
«Они сказали нам, что мы арестовали их пилота, и теперь нас тоже взяли в заложники», - крикнул через окно задержанный, назвавшийся Фархатом. Он сказал, что у него есть разрешение на работу, однако полицейский порвал его во время допроса.
Проверить его заявление не удалось, однако другие задержанные делают аналогичные заявления, о чем сообщают лидеры таджикской общины. Директор центра содержания беседовать с репортером отказался.
Реагируя на такое давление, прокуратура Таджикистана просигнализировала на этой неделе о возможности смягчения приговора летчикам, хотя власти никак не показывают, что намерены их освободить, чего требует Москва.
Таджикские мигранты чувствуют, что буря пройдет не скоро.
«Люди прячутся», - говорит продавец мяса из Таджикистана по имени Шариф. По его словам, во время прошедшего в понедельник на рынке «Виктория» на северо-востоке Москвы обыска он спрятался в своем киоске, чтобы избежать ареста. «У меня есть разрешение на работу, но надо быть осторожным», - заявляет он.
За несколько минут до этого разговора от рынка отъехал автобус в сопровождении двух полицейских машин, везший в центр содержания неизвестно сколько рабочих.