Спустя два десятилетия после распада Советского Союза Россия начинает влиять на европейские дела гораздо активнее, чем в любой другой период, начиная с царской эпохи столетней давности. Ответ Европы на усиление России это одно из самых отрезвляющих событий, происходящих на мировой арене.
Финансовое положение у Европы отчаянное, и Москва видит в этом кризисе удобную возможность для себя. Поэтому Кремль использует все имеющиеся у него в руках средства для самоутверждения России и для восстановления ее прежних геополитических позиций. Цель России – создание «Евразийского союза». Эту идею выдвинул в октябре бывший и будущий президент Владимир Путин. На сегодня Москва заинтересована в участии Белоруссии, Киргизии, Таджикистана и Казахстана, однако со временем она захочет включить в состав этого образования многие другие страны, находящиеся на ее периферии, в том числе, восточноевропейские.
Еще по теме: Евразийский союз как продолжение «Третьего Рима»
Чтобы заявить свои права на восточноевропейскую часть этой территории, Россия разработала четырехвекторную стратегию.
Во-первых, Москва пытается представить Россию в качестве острова экономической и политической стабильности посреди сотрясаемого кризисами мира. Во-вторых, она приглашает к себе европейские компании, желающие закрепиться и развиваться на российском рынке. В-третьих, Россия надеется предложить финансовую поддержку для вывода Европы из кризиса. Официально размер валютных резервов Кремля составляет 580 миллиардов долларов, но источники Stratfor сообщают, что у него в других фондах припрятано еще 600 миллиардов. Такие колоссальные запасы валюты дают России возможность предлагать помощь Европе, не удушая при этом собственную экономику.
Четвертое, и самое важное: Россия скупает активы по всей Европе, и особенно в центральноевропейских странах, таких как Польша, Италия, Чехия и даже обнищавшая Греция, чтобы дать Москве рычаги влияния. Stratfor объясняет это явление следующим образом. Кремль стремится «покупать европейские активы, пока они дешевы. Москва уже начала скупать по всей Европе фирмы, которые пострадали от кризиса. Основное внимание Кремль сосредоточил на банках и энергетических компаниях; за ними следуют стратегические активы, такие как порты и аэропорты. Он не ищет собственность, способную дать России максимальную финансовую выгоду; он рассматривает те компании, которые могут дать России важные рычаги влияния в Европе, особенно в Центральной Европе.
В Германии, которая является самым крупным в Европе потребителем энергии, Москва основной упор делает на создание совместных предприятий в энергетической сфере.
Еще по теме: Польша и Германия формулируют позицию ЕС по России
Такой четырехвекторный подход позволяет Москве обретать влияние в Европе в условиях финансового кризиса, не подвергаясь при этом серьезным обвинениям в прямом вмешательстве. «Когда кризис в Европе схлынет, станет намного понятнее, что именно удалось сделать русским, пока европейцы были отвлечены и не замечали их действий», - пишет Strafor.
Ответ Европы
Но Германия, на самом деле, не очень-то отвлекалась, и понимает, что происходит. Нет, решение Берлина о налаживании взаимодействия с Россией обдуманное, и это дурное предзнаменование. История Германии и России это история мощных столкновений, сменявшихся периодами сотрудничества. Периоды эти были недолговечными, основанными на общей стратегической необходимости перед крупным конфликтом. Пример тому – Пакт Молотова-Риббентропа. История доказывает, что Россия Германии не товарищ, а когда они начинают делать вид, что близки, жди войны.
Восточная Европа, которую в 1939 году поделили между собой Советский Союз и Третий рейх, помнит историю, и наблюдает за потеплением в отношениях между Москвой и Берлином с усиливающейся тревогой. Stratfor в связи с этим пишет: «Безусловно, совместные предприятия и газопроводы не равноценны воссозданию Пакта Молотова-Риббентропа, но этим государствам приходится учитывать возможность появления в будущем более серьезной угрозы».
Stratfor продолжает: «Особенно встревожена Польша, и Варшава судорожно пытается противостоять укреплению взаимоотношений между Берлином и Москвой. … Польша хочет ограничить российско-германские связи или, по крайней мере, участвовать в них в формате ЕС. … И хотя Россия старается использовать свое предложение о создании альянса для усиления собственного влияния и стремится показать Германии, что может помочь ей пережить сложные времена, Берлин не намерен действовать по российскому графику и сумеет найти свои рычаги воздействия на Москву».
Страх перед возрождением России и готовностью Германии взаимодействовать с Москвой заставляет некоторые страны Восточной Европы работать над созданием военного альянса. В мае Джордж Фридман (George Friedman) из Stratfor писал о «новой европейской военной силе», носящей название Вышеградская группа, куда входят Польша, Словакия, Чехия и Венгрия.
«Важна не сама боевая группа, - написал Фридман. – Важно стратегическое решение этих стран о создании «субальянса», если хотите, о том, чтобы взять на себя ответственность за собственную национальную безопасность …». В свой анализ он также включил рассуждения о том, как и когда Вышеградская боевая группа будет расширяться, вводя в свой состав другие европейские страны, и назвал создание новой боевой группы «знаком препинания в истории Европы».
В 2009 году обозреватель Trumpet Брэд Макдоналд (Brad Macdonald) написал следующее о возникающем пакте между Россией и Германией:
История по этому поводу выражается однозначно: Германия и Россия не близкие друзья, и любая видимость того, что они таковыми являются, предвещает войну…. По правде говоря, создание российско-германской оси сейчас является одним из наиболее значимых и недооцененных процессов на мировой арене!... История подсказывает нам, чем все это закончится. Создание мирного пакта между Россией и Германией это верный признак того, что одна или обе страны готовятся к империалистическим и насильственным действиям.
Пока озабоченность по поводу крепнущей оси Россия-Германия высказывают лишь страны Центральной и Восточной Европы, которые помнят, как эти державы господствовали над ними в недавнем прошлом. Но по мере продолжения этой тенденции все новые страны начнут замечать опасность потепления этих отношений. Чтобы понять, куда это ведет, и как это связано с самыми вдохновляющими и устрашающими новостями СМИ, прочтите книгу «Germany and the Holy Roman Empire» (Германия и Священная Римская Империя).