Хотя Россия только что выполнила все требования для присоединения ко Всемирной торговой организации (ВТО), иностранные инвесторы по-прежнему рассматривают ее как одно из худших направлений для вложения своих денег. Даже президент Дмитрий Медведев, выступая на саммите АТЭС на Гавайях 13 ноября, признал обоснованность жалоб на то, что Россия не всегда верна правилам, и сказал, что ее судебная система «до сих пор не настолько развита», как во многих других странах. Сейчас правительство использует новый суверенный государственный фонд благосостояния, свой первый такой фонд, в попытке привлечь иностранные деньги.
Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ) начнет работу в начале 2012 года, и у него будет необычный круг обязанностей. Он будет осуществлять только сделки, в которых также будут участвовать иностранные инвесторы. «Если мы придем к западным или азиатским инвесторам, и они не заинтересуются чем-то, что мы им предложим, то мы тоже не сможем инвестировать», - говорит глава РФПИ Кирилл Дмитриев. «Есть такой встроенный механизм защиты, призванный гарантировать то, что мы будем инвестировать средства в то, что имеет смысл».
Еще по теме: Новый фонд, связанный с Кремлем, ищет иностранных инвесторов
Что привлечет иностранцев к участию в таких сделках, по словам Дмитриева, так это то, что Москва будет «использовать государственные деньги для разделения рисков и выгод инвестирования». Также партнеры РФПИ будут вкладывать деньги в конкретные проекты, а не в сам фонд, говорит он, и не будут вынуждены продавать свои позиции, даже если сам фонд выйдет из сделки.
Чтобы способствовать достоверности и убедительности, русские наняли ряд хорошо известных инвесторов для работы в качестве советников, в том числе исполнительного директора Стивена Шварцмана (Stephen Schwarzman), управляющего партнера TPG Capital Дэвида Бондермана (David Bonderman), основателя Apollo Global Management Леона Блэка (Leon Black), управляющего директора кувейтского инвестфонда Kuwait Investment Authority Бадера М. Аль-Саада (Bader M. Al Sa’ad) и председателя Китайской инвестиционной корпорации (China Investment Corp.) Лу Цзивея (Lou Jiwei). Также должно быть объявлено о создании наблюдательного совета, который будет одобрять инвестиционные решения РФПИ в сделках крупнее 250 миллионов долларов. Половина совета будет состоять из независимых членов, включая бывшего президента Всемирного банка Джеймса Вулфенсона (James Wolfensohn) и профессора Гарвардской бизнес-школы Джоша Лернера (Josh Lerner).
Уже, как говорит Дмитриев, «мы работаем с семью американскими и европейскими организациями прямых инвестиций, при взгляде на самые различные области, такие как здравоохранение и логистика». Председатель ВЭБа Владимир Дмитриев (не имеет отношения к Кириллу Дмитриеву), чей государственный банк развития может предоставлять финансирование для сделок, заявил, что фонд изучает 20 потенциальных проектов ценой 5 миллиардов долларов.
Хотя ресурсы России и ее потенциал роста выглядят естественным образом привлекательными для фондов прямых инвестиций, репутация страны в плане коррупции отталкивает и заставляет уходить с этого рынка многих инвесторов. Россия называлась наименее привлекательным развивающимся рынком в течение трех лет подряд в опросах инвесторов, которые проводились Ассоциацией прямых инвестиций в развивающиеся рынки (Emerging Markets Private Equity Assn.). Россия за первые 9 месяцев этого года привлекла в рамках страноориентированных прямых инвестиций лишь 60 миллионов долларов, в то время как, например, в 2007 году этот показатель составлял 1,8 миллиарда долларов. Китай привлек 12,9 миллиарда долларов в первые три квартала текущего года, Индия - 2,9 миллиарда, а Бразилия - 4,4 миллиарда.
Читайте также: Российский фонд надеется заманить зарубежных инвесторов
Глава фонда Hermitage Capital Уильям Браудер (William Browder), который был известным инвестором до тех пор, пока власти не отозвали его визу в 2006 году, сомневается в том, что советники РФПИ на самом деле готовы выделять средства для совместных проектов. «Если что-то пойдет не так, то их именам, имеющим отношение к этому предприятию, грозит серьезный репутационный риск», - говорит он. Никто из членов консультативного совета РФПИ не был доступен для комментариев, когда мы связались с их компаниями.
Для Эда Вероны (Ed Verona), генерального директора Американо-российского делового совета (U.S.-Russia Business Council), фонд звучит многообещающе, если та защита, которую он обещает, будет проверена на практике. «Мы должны увидеть и потом оценить несколько готовых примеров», - говорит он. Дмитриев отмечает, что некоторые из его советников, как и другие инвесторы, выразили заинтересованность в отдельных проектах, которые обозначил фонд. Он также получает звонки от иностранных чиновников, которые хотят основать аналогичные инвестиционные фонды. «Это - новое поколение фондов национального благосостояния», - говорит он.
Резюме: Москва надеется привлечь частных иностранных инвесторов посредством фонда, который сам будет вкладывать деньги в проекты вместе с ними.