Можно ли винить жесткую политику нового художественного руководителя Большого театра в том, что Наталья Осипова и Иван Васильев неожиданно ушли в Михайловский балет?
В конце прошлой недели мир балета был ошеломлен новостью: две главные звезды Большого театра Наталья Осипова и Иван Васильев сбежали в Михайловский балет в Санкт-Петербурге. Всех интересовал вопрос: почему Осипова и Васильев (энергичная пара как на сцене, так и за кулисами) решили отказаться от Большого – со всеми его ресурсами и престижем – в пользу не столь крупного и известного Михайловского.
Общественности они объяснили поступок желанием более широкого репертуара и большей творческой свободы. Васильев, в частности, жалуется на занятость в ограниченном количестве ролей. Но это, может быть, не вся история. Конечно, Михайловский решил модернизироваться, недавно назначив художественным руководителем испанского хореографа Начо Дуато (Nacho Duato), которому поручено добавить в его репертуар более современные работы.
Но за последнее десятилетие Большой также творил чудеса, пытаясь уйти от своей репутации советского динозавра и пополнив репертуар авторскими работами чрезвычайно одаренного хореографа Алексея Ратманского, а также привлекая к работе людей со стороны, таких как Твайла Тарп и Кристофер Уилдон (Twyla Tharp &and Christopher Wheeldon), и пригласив Уэйна Макгрегора (Wayne McGregor) для постановки в сезоне 2013 года новой версии «Весны священной».
Читайте также: Американец в Большом
Творческой свободы, которой, скорее всего, хотелось бы Осиповой и Васильеву, не хватает не столько в рамках нынешнего репертуара, сколько в возможности путешествовать. Когда Сергей Филин был назначен новым художественным руководителем Большого театра в начале этого года, он объявил о своем намерении ограничить своим основным танцорам количество гостевых выступлений с иностранными труппами. Это, должно быть, плохо отразилось на Осиповой и Васильеве, особенно после этого лета, когда они не только получили похвальные отзывы критики, выступив в качестве гостей с American Ballet Theatre, но и решали проблемы обучения и выступления в «Ромео и Джульетте» Эштона (Ashton) в Лондоне, о чем они поделились со мной.
Учитывая, что Михайловский театр обхаживал эту пару в течение года, было бы интересно знать, чем отличаются условия их контрактов в Москве и Санкт-Петербурге. Наверняка, однако, ясно, что вопрос получения звездных танцоров будет оказывать все больше влияния на компании по всему миру. По иронии судьбы Большой театр только что в прошлом месяце заимел свою собственную главную звезду, бывшего первого танцовщика American Ballet Theatre Дэвида Холлберга (David Hallberg), которого все ожидали увидеть одним из партнеров Осиповой на московской сцене.
Поскольку интернет помогает открывать мир танца, и исполнители, и поклонники все лучше узнают о том, кто еще есть и где. Танцовщики хотят попробовать себя в разных ролях и на все большем количестве сцен; публика хочет увидеть вживую исполнителей, о которых они прочитали или смотрели на YouTube. Всех все меньше удовлетворяет то, что доступно у себя дома.