На прошлой неделе, как вы уже могли понять из комментариев к «Запискам», опубликованным в Independent в среду, я вместе с группой международных специалистов отправилась в Россию на ежегодное собрание дискуссионного клуба «Валдай». С момента появления этого клуба восемь лет назад эти встречи, участников которых собирает российское информационное агентство «РИА Новости» и которые согласуются с Кремлем, достигли своей кульминации в состоявшейся на этом съезде беседе в форме «вопрос-ответ» с Владимиром Путиным, который в прошлом был президентом, затем премьер-министром, а теперь, предположительно, вновь станет президентом уже на третий срок.
На эти собрания получают эксклюзивный доступ высокопоставленные российские чиновники, а программы съездов помимо всего прочего предполагают знакомство с жизнью вне столицы. В этом году мы провели два дня в Калуге, расположенной в двух часах езды к юго-западу от Москвы и ставшей центром иностранных инвестиций в областях сборки автомобилей и электроники. Расписание этой недели очень плотное, и в нем практически нет свободного времени. Я делала записи, но не успевала писать в блоге. Однако это показалось мне серьезным упущением – не поделиться своими впечатлениями о состоянии России в преддверии парламентских выборов 4 декабря. Поэтому ниже вы найдете дневник моих впечатлений.
Воскресенье, 6 ноября
НОВОЕ В РОССИЙСКОМ АВИАСООБЩЕНИИ
Я летела в Россию Аэрофлотом, который теперь обзавелся аэробусами и молодыми экипажами в шикарной новой униформе темно-синего цвета с нагрудными планками с именами, которые радостно приветствуют вас по-русски на борту самолета – вероятно, они не рассчитывают, что услугами Аэрофлота будет пользоваться множество иностранцев.
Когда мы подлетали к Шереметьево на закате, когда последние лучи солнца еще освещали западный горизонт, можно было увидеть землю, усеянную огнями, дороги, здания и транспорт. Я не прилетала в Шереметьево – который в прошлом был единственным международным аэропортом и у которого сейчас в этом смысле появились конкуренты – достаточно давно. Десять лет назад под собой можно было увидеть только лес.
Читайте также: Московский аэропорт открывает регистрацию на рейсы через Skype
Мы прибыли на недавно открытый новый терминал. Ультрасовременный, без лестниц – вспомните терминал 5 аэропорта Хитроу – до паспортного контроля идти не слишком далеко. Но там, увы, вы вновь сталкиваетесь с хорошо знакомыми следами советской эпохи. Стойки паспортного контроля постоянно закрываются и открываются, и людям соответственно приходится переходить из одной очереди в другую. Я совершенно не умею это делать и поэтому, в конце концов, оказалась еще дальше от головы очереди, чем сначала. Весь этот процесс, если взглянуть на него со стороны, мог бы послужить отличной иллюстрацией математической теории игр.
ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ КУЛЬТУРА В РОССИИ
Реклама вдоль основных дорог, ведущих из аэропортов, всегда знакомит с состоянием потребительского рынка. Еще 12 лет назад это были пиво и сигареты. Затем появилась элементарная мебель, позже – квартиры и дома, а еще позже – ипотека и потребительские кредиты. Теперь же рекламируют путешествия и то, что можно назвать дискреционными расходами: новые кухни, потребительские товары длительного пользования, косметика, услуги частных медицинских центров.
ОТЕЛЬ ДЛЯ ОЛИГАРХОВ
Мы остановились в недавно вновь открытом отеле «Украина», ведущем отеле сети Radisson в Москве, который отреставрировали в роскошном, можно сказать, олигархическом стиле. Это одна из сталинских высоток и достопримечательностей Москвы. Из окна своего номера на 16 этаже открывается вид на реку и новый деловой район, расположенный за ней. Чтобы добраться до Белого дома, места российского правительства, нужно только перейти мост, а линию горизонта образовывают высотные здания, которых, я в этом уверена, здесь не было еще год назад. Иностранцы и россияне часто говорят, что Россия сейчас переживает стагнацию. Однако все зависит от того, что вы понимаете под стагнацией. Определенно, в последнее время россияне были очень заняты строительством.
Читайте также: Строительство гостиниц среднего класса привлекает в Россию иностранных инвесторов
ГДЕ КИОСКИ?
На часах 10 вечера, и я вышла на холод и темноту, чтобы, во-первых, выяснить, насколько безопасно стало на улицах, а также поискать круглосуточный киоск, чтобы купить там что-нибудь поесть. Что касается безопасности, то здесь все отлично. Другое дело – киоски. Примерно год назад недалеко от отеля было два киоска. Теперь же широкие тротуары пусты. Бывший мэр Москвы Юрия Лужков, которого год назад лишили должности в результате неких грязных политических махинаций, принял решение, что пришла пора киоскам эры перестройки исчезнуть. Вероятно, они были уродливым анахронизмом, и настало время серьезным бизнесменам обзавестись полноценными магазинами, однако киоски выполняли очень важную функцию. Увы, теперь их не стало на большинстве улиц в центре Москвы.
Понедельник, 7 ноября
НОВОЕ НА ДОРОГАХ
Чтобы успеть на автобус, я проснулась утром в 8:30 – часы на моем мобильном показывали 4:30 по лондонскому времени. Все еще было довольно темно. Два автобуса в величавой неторопливостью повезли российских и иностранных членов клуба «Валдай» на юго-запад Москвы. Первые несколько миль я знала довольно хорошо, потому что именно в этой части Москвы я жила, когда работала здесь корреспондентом в 1989-1992 годах. И даже этот район сильно изменился – Кутузовский проспект превращается в торговую улицу с шикарными магазинами. Окраины Москвы изменились еще больше: там, где раньше были нерегламентированные рынки электроники, появились новые дома и торговые центры. Мы попали в час пик, и в Москву въезжало огромное количество транспорта. Общественный транспорт в Москве достаточно хорош, однако станции метро, как только вы попадаете за пределы центра города, расположены далеко друг от друга, и начинающие водители пока еще не понимают, что общественный транспорт может стать более быстрым способом попасть из пункта А в пункт Б в городе с дорогами, не приспособленными под такое количество машин.
Читайте также: Московские пробки - главное препятствие для финансового центра
Тот же величавый темп перемен заметен и в сельской местности. Эффектные новые особняки, новые деревянные дачи, новые крыши, новые придорожные мотели и кафе - «Мы открылись!» гласят большие безвкусные надписи на крышах – и изредка встречающиеся деревни с магазинами товаров первой необходимости. На большей части дороги в Калугу было двустороннее движение, и во многих местах установлены шумоподавляющие ограждения – раньше этого не было.
КАЛУГА – ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ
Когда мы пересекли границу областей – Московской и Калужской – где установлен гигантский приветственный щит в старинном стиле, по сторонам дороги стали встречаться просторные, новые склады. Это изменение, которое отражает налоговую и инвестиционную политику губернатора Калужской области Анатолия Артамонова, который старается любыми способами привлечь иностранные фирмы на территорию области и у которого это получается достаточно успешно.
Артамонов начал свою карьеру, как и многие другие губернаторы, в структурах Коммунистической партии и вовремя переключился на органы местного самоуправления, когда рухнул Советский Союз. Часто цитируют его обещание: ни один из тех, кто вложил деньги в Калугу, не потеряет ни рубля своих инвестиций.
НА НЕМЕЦКИЙ ЛАД
Через полчаса на подъезде к Калуге автобус поворачивает резко вправо напротив, как кажется, бесконечного одноэтажного серого комплекса, который является крупнейшим в России заводом по сборке автомобилей Volkswagen. Наш отель Ambassador, как оказалось, был также немецким – полностью действующий комплекс, который привлек внимание как первый в Калуге отель 4 звезды. Один из местных жителей спросил меня, правда ли отель четырехзвездочный. Вероятно, он больше похож на трехзвездочный отель, если быть честными, тем не менее, он все равно великолепен.
Читайте также: Калужский опыт избирательных технологий
Привезенный по частям, как я полагаю, из Германии, по моему мнению, это практически идеальный отель. Номера просторные, но не чрезмерно, планировка продуманная. Освещение великолепное, оборудование в ванной работает потрясающе хорошо, выглядит надежным, современным и немецким. В номерах много розеток, и они расположены в нужных местах, и все они – британские рабочие, возьмите, пожалуйста, на заметку – установлены идеально ровно. Комплекс включает в себя номера, одинаковые для немецких менеджеров и посетителей. Я была бы счастлива остаться здесь дольше, чем всего на две ночи, которые мы там провели. Почему бы этим же ребятам не приехать и не выстроить такие же шикарные квартиры в Соединенном Королевстве? Я была бы рада, если бы они отремонтировали мою квартиру.
Когда мы приехали, представитель Калужской области мимоходом заметил, что часть Калужской области была оккупирована немцами во время Второй Мировой войны. После себя они оставили несколько прочных зданий, а также плохие и хорошие воспоминания. Таким образом, в Калуге сохранились в некотором роде немецкие традиции.
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИНТЕРЛЮДИЯ: ПРЕДВЫБОРНАЯ РОССИЯ
Вторая половина дня была посвящена политическим дискуссиям сценариев развития России в течение следующих пяти-восьми лет. Этим руководил Чатем хаус, однако я хочу сделать несколько замечаний по этому поводу.
Дискуссия показалась мне более поляризованной и носила более конкретный характер, чем на встрече в сентябре 2010 года, в которой принимали участие в большинстве своем те же люди. Много говорили о разочарованиях российского нового и растущего среднего класса в преддверии парламентских выборов 4 декабря.
Читайте также: Очередная рокировка в российской политике
Еще одной темой для обсуждения стало то, что Владимир Путин, который оставил пост президента и стал премьер-министром почти четыре года назад, принял свое выдвижение от правящей партии «Единая Россия» на должность президента в рамках того, что стало широко известно как «переворот 24 сентября». Несомненно, он будет избран президентом в марте (а нынешний президент Дмитрий Медведев станет премьер-министром). Это назвали рокировкой, как в шахматах. Это было сделано, очевидно, с целью повысить шансы «Единой России» на парламентских выборах.
Однако, к несчастью последователей Путина, этот шаг имел обратный эффект. Вместо того чтобы встретить его с радостью как подтверждение стабильности и преемственности, новый и растущий средний класс России, по данным опросов, считает это решение реакционным шагом. Некоторые из этих людей были сторонниками Медведева, для которого, по сравнению с Путиным, был характерен, казалось, более современный, более либеральный, в духе законов правопорядка подход ко многим вопросам. Для многих это стало свидетельством того, что Россия движется назад, а не вперед.
В сочетании с распространенным циничным отношением к политической власти, по утверждениям членов либеральной оппозиции в российском парламенте, эти данные опросов служат дурным предзнаменованием для «Единой России» на предстоящих выборах. В настоящее время ей принадлежит две трети мест в Думе - это означает, что партия может вносить поправки к конституции, не считаясь с мнением партий меньшинства в парламенте. Однако ее рейтинги все время понижаются, и становится очевидным, что количество ее представителей в Думе сильно уменьшится.
За два месяца до встречи клуба «Валдай» прошли выборы и назначения губернаторов областей, и только треть губернаторов сохранили свои посты на второй срок. Масштабы антиправительственного настроя трудно измерить. Интернет стал новой силой воздействия – распространяя инакомыслие и мобилизуя людей – и многое может зависеть от того, насколько серьезно власти настроены использовать свои «административные ресурсы», то есть их контроль государственных средств массовой информации и влияние на рабочих местах.
Трудности могут быть двойного характера: власти, кажется, приняли решение сделать предстоящие выборы – парламентские в декабре и президентские в марте следующего года – более свободными и справедливыми чем когда-либо прежде. На местах устанавливают новейшие машины по подсчету голосов, ведутся разговоры о системах видеонаблюдения в пунктах голосования, а оппозиционные партии планируют разместить собственных наблюдателей в пунктах голосования, чтобы проводить собственные экзит-полы и сравнить их результаты с официальными. Если выборы на самом деле свободные и честные, то их результаты могут быть непредсказуемыми.
Однако второй трудностью для властей может стать то, что, даже если выборы будут более свободными и честными, чем когда-либо прежде, значительная часть населения может в это не поверить и посчитать результаты, какими бы они ни были, фальсифицированными. Таким образом, настоящему мандату не станут доверять, и отношение людей останется таким же циничным как и прежде.
Таково мое впечатление, которое создалось вследствие этих дискуссий, информации в прессе и прогулок по улицам. Российская политика сейчас гораздо более динамична, чем принято считать, и результаты предстоящих выборов могут быть более интересными, чем многие полагают.
БЕСЕДА С ИНВЕСТОРАМИ
Ужин состоялся в месте, снаружи больше напоминающем сарай под названием «Таймаут» (кириллицей) на другой стороне внутреннего двора отеля. Начался снег, дорога стала скользкой, и вечер не выглядел слишком многообещающим. Однако «сарай», как оказалось, обладает свойствами машины Тардис. Изнутри он выглядит гораздо просторнее и обустроен в традициях русского ресторана. Кухня – русская домашняя еда – была великолепной. Вокруг атмосфера расслабленности. Разговоры за столиками заглушают пару предпринимателей и менеджеров совместных предприятий, которые что-то нам рассказывали за ужином.
В разговоре с ними после ужина я выяснила, что они самые обыкновенные новые российские деловые люди, которых обучили иностранные компании, а затем назначили их на позиции управляющих в России. Один из них прошел программу подготовки GE, и сейчас занимается продажами и обслуживанием медицинского оборудования. Компания GE обосновалась в Восточной Европе и России как одна из первых западных компаний.
Я также беседовала с немецким и французским управляющими автомобильных заводов Калуги, которые очень положительно отзывались о квалификации персонала, однако подчеркнули, что на их предприятиях работают недостаточно людей, что стало очевидным в торговом зале компании Volkswagen на следующий день. Оба управляющих уже достаточно зрелые люди – обоим уже за 50 – и, между тем, они представляют собой опытных экспатриантов, которые вполне довольны тем местом, где они находятся. Физически они достаточно изолированы от окружающих – ни один из них не говорит хорошо по-русски – однако достойное жилье, близость достаточно хороших магазинов и рынков, кабельное телевидение (в Калуге и вокруг нее можно смотреть большинство немецких и некоторые французские каналы) и интернет делают жизнь экспатриантов гораздо более легкой, чем 20 и даже 10 лет назад.
СЛЕДИТЕ ЗА ПРОДОЛЖЕНИЕМ: завод VW, местный малый бизнес, любимый проект Медведева, лидеры оппозиционных партий, а также ужин с Путиным.