За последние два года практически все правительственные кандидаты победили на выборах: в Колумбии, Бразилии, Боливии, Эквадоре, Коста-Рике, Уругвае и, наконец, в Аргентине. В Перу официального кандидата не было, а в Чили был избран более консервативный кандидат. Помимо хорошего настроения, свойственного динамично развивающейся экономике, в распоряжении этих правительств находились огромные ресурсы, с помощью которых они воплощали в жизнь социальные программы, зачастую дававшие немалый эффект. Так называемые «адресные денежные переводы», идея которых представляется вполне разумной (предоставить пособия нуждающимся в обмен на то, что они обеспечивают образование и медицинское обслуживание членам своих семей), довольно быстро сошли на нет, поскольку вместо приобретения продуктов питания или услуг, их стали использовать как источник доходов без должного контроля предоставляющей стороны.
Начиная с 2002 года, во всей Латинской Америке наблюдается хороший экономический рост. Она почти безболезненно пережила кризис 2008, от последствий которого все еще страдают США и Европа. После шести лет устойчивого развития, в 2009 году ВВП сократился на 2,9%, но уже в 2010 году вырос до 6%, а в этом году превысит 4%.
Особенно это благополучие чувствуется в Южной Америке, поскольку к северу от Панамы страны, чья экономика сориентирована на США, ощущают на себе колебания крупного североамериканского рынка, в то время как юг континента испытывает на себе все положительные последствия мирового роста цен на сырье и продовольствие.
Начиная с 2002 года, экономика Аргентины выросла более чем на 8%, рост экономики Бразилии в прошлом году составил 7,6%, а в нынешнем ожидается в районе 4,5%. Главной движущей силой этого роста являются значительно выросшие мировые цены на сырье, дешевые кредиты и значительные иностранные капиталовложения. В этом году ожидается рост экспорта на 27%, из которых около 8% приходится собственно на увеличение объема и еще порядка 18% - на постоянный рост цен. В этом экспортном буме видна и тень Китая. За последние пять лет совокупный торговый оборот латиноамериканских стран рос на 7% в год, в то время как торговля с Китаем ежегодно увеличивалась на 22%.
В этой связи возникает естественный вопрос о том, как долго продлится это благополучие. Разумеется, циклы экономического развития никогда не исчезли, а финансовый кризис 2008 года следует рассматривать по крайней мере как предупреждение о неожиданных переменах, которые могут случиться в любой момент.
Некоторые правительства гордятся тем, что «защищены» огромными валютными запасами, чтобы обменный курс более не обрушился и не затормозил их экспорт. Однако сейчас дуют другие ветры, и некоторые правительства, как, скажем, аргентинское, решили быть предусмотрительными. Как только успешно прошли выборы, оно отменило дотации на товары народного потребления, ввело жесткие ограничения на операции по обмену валюты и стремится к улучшению отношений с США.
Более серьезный вопрос заключается в том, насколько правильно используются имеющиеся ресурсы. Чили и Перу, например, получили огромные иностранные инвестиции, в то время как находящаяся на другой оконечности континента Венесуэла разбазарила свои неожиданные доходы на всякие немыслимые политические и военные цели. Помимо этих двух примеров есть множество других, однако особо следует отметить Бразилию, ведущую в экономическом отношении страну континента. Ее рост стал весомым фактором поддержки соседних стран, рассматривающих Бразилию как огромный динамично развивающийся рынок.
И все уже в Бразилии все еще сильно отстает развитие инфраструктуры. В эти годы им уделялось так мало внимания, что одним из первых шагов правительства во главе с госпожой Дилмой Руссеф (Dilma Rousseff) стала приватизация охваченных кризисом аэропортов. Что уж говорить об образовании! Хотя на него стало выделяться больше средств, его качество –повсеместно- оставляет желать лучшего.
Нынешнее благополучие следовало использовать для того, чтобы резко сократить внешний долг и осуществить необходимые капиталовложения. В том числе и в инновационной области, поскольку даже в среднесрочной перспективе не следует рассчитывать на то, что сырьевые продукты будут играть главенствующую роль в том высокотехнологичном обществе, в котором мы живем. К вышесказанному следует добавить, что увеличение государственных расходов сокращают возможности государств по любому изменению сценария.
Судя по последним мировым новостям, за прошедшей весной последует не жаркое лето, а ностальгическая осень. И над этим должны подумать все еще оптимистически настроенные южноамериканские правители. Ведь порой они считают, что своим небывалым экономическим ростом эти страны обязаны именно им, а не резко возросшему мировому спросу на сырье, который играет роль попутного ветра.
Хулио Мария Сангинетти - бывший президент Уругвая, в настоящее время адвокат и журналист