Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Шотландский депутат увидел в Арктике тартан

Политик призывает Шотландию вспомнить свою нордическую идентичность

© коллаж ИноСМИШотландия и Арктика
Шотландия и Арктика
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Энгус Роберстсон, известный депутат британского парламента и ведущий член выступающей за независимость Шотландской национальной партии, выступил с призывом к Шотландии вспомнить о своей долго спавшей «нордической» идентичности и присоединиться к соседней Норвегии и Исландии, а также к Канаде и другим странам Арктики и «более подходящим образом заняться нашим расширенным географическим регионом».

Тающий морской лед и растущая экономическая ценность околополярного региона за последние несколько лет вызвали напряжение между Канадой и другими прилегающими к Северному Ледовитому океану государствами, Россией и Данией, подчеркнули существующий спор с США о контроле над Северо-Западным проходом и усилили опасения по поводу растущего интереса к региону со стороны Китая.

Теперь стоит добавить Шотландию, самую северную часть Великобритании, к списку потенциальных конкурентов - или партнеров - в Арктике.



Энгус Роберстсон (Angus Robertson), известный депутат британского парламента и ведущий член выступающей за независимость Шотландской национальной партии, выступил с призывом к Шотландии вспомнить о своей долго спавшей «нордической» идентичности и присоединиться к соседней Норвегии и Исландии, а также к Канаде и другим странам Арктики и «более подходящим образом заняться нашим расширенным географическим регионом».

Еще по теме: Норвегия мобилизуется для нефтяного прорыва в Арктике

Тающий полярный лед на «заднем дворе Шотландии» и появление новых морских путей принесут значительные «экономические возможности и геостратегические проблемы, которыми нужно заняться», написал на этой неделе Робертсон в яром призыве к разработанной в Эдинбурге северной концепции, опубликованном в газете The Scotsman.

«Веками независимая Шотландия имела тесные дипломатические и торговые связи с нашими непосредственными соседями по региону. Лишь установление политического союза в 1707 году отвлекло наше внимание на развитие Британской империи в ущерб этим связям с нашим непосредственным регионом», - заявил Робертсон, один из ключевых стратегов ШНП по разработке референдума о независимости Шотландии.

Стремление провозгласить Шотландию игроком в арктической геополитике происходит на фоне того, как Канада переживает растущее вмешательство Евросоюза в дела Арктики. ЕС не смог получить статус наблюдателя в Арктическом совете в прошлом году, частично из-за оппозиции в отношении охоты на морских котиков, разрешенной в Канаде.

Читайте еще: Концепция российского куполообразного города в Арктике


Робертсон не в первый раз призывает усилить присутствие Шотландии на севере. В прошлом году, выступая в роли критика оборонной политики от своей партии, он пожаловался на то, что выгодное скорое появление новых морских путей на севере «даже не рассматривается Великобританией», но подчеркивал, что арктическое морское судоходство и более обращенное на север военное внимание «точно станут приоритетом» для независимой Шотландии.

В ходе своего последнего выступления на тему Робертсон заявил, что англичане не удостоили потенциал Арктики должным вниманием, что сильно вредит будущим экономическим возможностям Шотландии, в то время, когда «многосторонний подход наших соседей» к арктическому вопросу «является крайне серьезным, и они работают вместе».



Приводя в пример добычу нефти и газа, минералов, морские перевозки и возникновение новых территорий для рыбного промысла, Робертсон заявляет, что лидеры ШНП «размышляют над этими вопросами по мере приближения референдума о независимости», и предположил, что «крупные изменения в шотландской политике в отношении Крайнего Севера и Арктики станут важной чертой ближайших лет и десятилетий».

Заявления Роберстона вторят заявлениям последних лет от канадского консервативного правительства, которое продвигает отношение к Арктике по принципу «используй или теряй» и представляет север как кладезь сокровищ - ресурсов, необходимых для экономического будущего страны.

Смотрите по теме: Притязания стран на арктический шельф

Робертсон и шотландский премьер-министр Алекс Сальмонд (Alex Salmond), возглавляющий большинство ШНП в шотландском парламенте, недавно посетили Норвегию. После встречи с официальными лицами в Осло в прошлом году Робертсон призвал британское правительство усилить обязательства по отношению к базе военно-воздушных сил в Лоссимуте на северном побережье Шотландии.

«Если существует истинный интерес в сотрудничестве со скандинавскими соседями, то имеет смысл сохранить базу ВВСкак северный порт для боевых самолетов, что позволит легкий и финансово эффективный транзит в и из Норвегии и даст возможность ответить на возможные трудности, с которыми могут столкнуться Арктика и Крайний Север», - подчеркнул как-то Робертсон.

Норвегия находится в 300 километрах к востоку от самой северной точки Шотландии, Шетландских островов, большая часть которых лежит к северу от 60-й параллели. Это ближе к Северному полюсу, чем Осло, и находится примерно на одной широте с Уайтхорс и Хельсинки.

Избирательный округ Робертсона, Морей, расположен на северо-востоке Шотландии и описан на его сайте «как территория, где скалы, пляжи и гавани в заливе Мори-Ферт превращаются в арктическую тундру у Кернгорм», пустынной и снежной горной цепи, которая напоминает север Канады.

Северная Шотландия может даже претендовать на яркую эпизодическую роль в самой известной исследовательской саге в арктической истории. Считается, что леди Джейн Франклин (Jane Franklin), пытавшаяся добраться как можно ближе до своего исчезнувшего мужа Джона Франклина, пропавшего без вести в 1840-х в годах во время обреченной морской экспедиции в полярную Канаду, ступила на известную скалу Аут Стэк (Out Stack) – самую северную точку Великобритании, расположенную к северу от одного из Шетландских островов - острова Унст.

Читайте еще: Великая гонка за арктической нефтью

И именно при самом известном в Канаде сыне Шотландии, рожденном в Глазго сэре Джоне Макдональде (John A. Macdonald), занимавшем пост премьер-министра в 1880-х годах, Канада  формально получила от британского правительства права на владения своими нынешними арктическими территориями.