Москва – В рамках нового обмена обвинениями в стиле «око за око» времен холодной войны Россия заявила в среду, что главный подозреваемый, по мнению Британии, в отравлении критика Кремля Александра Литвиненко в 2006 году сам был мишенью для попытки убийства тем же радиоактивным веществом.
Заявление главного расследовательного органа России, Следственного комитета РФ, вероятно, углубит дипломатическое охлаждение между Москвой и Лондоном, и приведет к расширению пропасти между российскими и западными правоохранительными органами.
Российские следователи, судя по всему, демонстрируют упорство и непокорность в деле Литвиненко, а правительство отказывается экстрадировать подозреваемого в отравлении полонием Андрея Лугового, называя это вопросом, имеющим отношение к национальному суверенитету.
Еще по теме: Россия заявила, что Луговой - "потерпевший" в деле Литвиненко
Британская полиция заявляет, что она накопила подробные свидетельства против г-на Лугового, кадрового офицера служб безопасности, и отследила путь, которым полоний прошел через Европу в его номер отеля в Лондоне и в высококлассный бар на Мэйфэйр, где он встречался с г-ном Литвиненко, и где тот выпил отравленный полонием чай.
В октябре британский судебный следователь согласился начать полноценное расследование случая отравления радиоактивным элементом, что потенциально может привести к рассмотрению дела британским судом, и потенциально раскрыть новые подробности относительно смерти Литвиненко.
В среду российский Следственный комитет заявил, что он также провел собственное расследование, и установил, что г-н Луговой и его коллега Дмитрий Ковтун также были отравлены полонием в ресторане.
Официальный представитель СК Владимир Маркин сказал, что его организация отреагировала открытием уголовного дела в связи с попыткой убийства этих двух людей, которых комитет признал потерпевшей стороной.
Британская полиция отказалась комментировать выводы российского СК.
Г-н Луговой стал знаменитостью в России после убийства, и был избран в российский парламент на следующий год. В среду он заявил российскому государственному информационному агентству РИА-Новости, что доволен новым расследованием. «Пять лет я говорил, что я жертва и физически, и с моральной точки зрения», - сказал он, согласно информации агентства.
Еще по теме: Бруклинские убийства подчеркивают трудный путь к экстрадиции
Российские официальные лица не представили в среду никаких подробностей относительно того, кто мог задумать отравление. Но в прошлом они предполагали, что г-н Литвиненко, бывший офицер российских спецслужб, живущий в убежище за границей и резко критиковавший Кремль и Владимира Путина, случайно отравил сам себя на лондонской встрече, или же был убит другим проживающим в изгнании в Лондоне россиянином, олигархом Борисом Березовским, с целью дискредитации российских властей.
Г-н Луговой вновь озвучил эти предположения в среду. «Смерть Литвиненко и все с этим связанное были на руку Березовскому, - заявил Луговой РИА-Новости. - Березовский – враг российского государства». Г-н Березовский, который живет в Лондоне, называет эти обвинения абсурдом.
Критики Кремля подозревают, что г-н Луговой, который руководил частной охранной структурой на момент отравления, на самом деле работал под прикрытием на Кремль, часто шпионя за своими клиентами. Он отвергает обвинения и говорит, что он часто посещал Лондон и лично г-на Литвиненко для продвижения своего побочного бизнеса по экспорту кваса – традиционного российского напитка, который делается из подвергшейся брожению ржи.
Отказ Москвы экстрадировать Лугового после убийства вызвал серию взаимных высылок дипломатов и давно портит отношения Москвы и Лондона. На сентябрьской встрече в Москве британский премьер-министр Дэвид Кэмерон и президент Дмитрий Медведев обсудили этот вопрос, но не достигли никакого значимого прогресса.
В американском Конгрессе рассматривается вариант внесения ряда российских представителей правоохранительных органов в список лиц, которым запрещено въезжать в США за предполагаемое запутывание расследования смерти юриста хедж-фонда Сергея Магнитского в российской тюрьме два года назад.