Пешая прогулка – лучший способ открыть для себя Москву. Она может показаться слишком городской с обилием машин и небоскребов, но пройдитесь по закоулкам и пешеходным дорожкам, и вы попадете в цветущие дворы, увидите полные икон церкви и дома-музеи. Почти пять лет я так и поступала, еженедельно описывая свои впечатления в местных англоязычных «Московских новостях». В городе, который вселил в меня ужас при первой встрече с ним, я обнаружила сотни красивых уголков, куда я потом приходила в любую погоду.
Явно не отпугивающий посетителей, легендарный московский холод может быть привлекателен. Возможность рассмотреть относительно пустые улицы, усеянные сверкающими снежинками, с сезонными ледовыми катками и разукрашенными деревьями гораздо интереснее потных летних толп вокруг Кремля. Золото куполов на бело-голубом фоне или небольшие дома под заиндевевшими деревьями – это лишь часть зимнего очарования Москвы.
Огромные парковые зоны вокруг всего города идеально подходят для снежных прогулок. В Коломенском, идя вдоль Москвы-реки к охраняемой ЮНЕСКО Церкви Вознесения, вы минуете деревянную часовню с тремя куполами и бревенчатые кафешки с блинами и кофе. Старинные аристократические лесные ландшафты в Кузьминках, возможно, утратили некоторое великолепие 18-го века, но грифоны все так же охраняют ворота возле старой церкви, а конные статуи по-прежнему на своем месте у прибрежного павильона.
150 с лишним музеев Москвы прекрасно подходят для того, чтобы согреться, и станут богатым источником радости и разочарования любопытного посетителя. Эти сокровищницы искусства и артефактов, прошлой жизни и библиотек, несмотря на чудовищную двойную систему цен на билеты, отсутствие указателей на английском и неприятную привычку закрываться на ремонт, тем не менее, стоит посетить. По всей разросшейся российской столице есть музеи почти обо всем – от военной диорамы до научных опытных образцов, с такой необычной тематикой, как валенки, водка, матрешки или уличное освещение.
Бережно сохраненные дома знаменитых жителей Москвы – замечательное место, чтобы отогреться. Вы можете восхищаться шелковыми стеновыми панелями и оперными костюмами певца Федора Шаляпина или гигантскими сказочными полотнами в студии художника Виктора Васнецова. Эти дома посвящены жизни писателей и скульпторов, танцоров и дизайнеров. Вы увидите шкуру убитого Толстым медведя под роялем, на котором он играл, или кровать Чехова и его докторскую сумку. Крошечная комната, где в 1930 году покончил с собой поэт Владимир Маяковский, стала центральным местом сюрреалистической инсталляции, которая заполняет весь жилой дом. Покоробившиеся кресла и разбитые зеркала, осыпающиеся колонны и гигантские ванны, наполненные кровью, дают представление не только об одной необыкновенной жизни, но и обо всей ранней советской эпохе с ее оптимизмом и трагедией.
Снег тает не сразу. Есть прекрасный способ избежать слякоти, проехав на историческом трамвае, описанном у Михаила Булгакова в романе «Мастер и Маргарита». Бывший маршрут «А», в настоящее время №39, идет по городу от Чистых прудов до Университета, и вы увидите Кремль вдоль реки, памятники, рынки и монастыри за мощными стенами. По району Таганки тоже ходят трамваи. Здесь вы можете увидеть целый квартал трамвайного депо начала 20 века под сенью брутальных домов-башен, фабрику серебряного шитья, принадлежавшую семье театрального новатора Константина Станиславского, или древний Спасо-Андроников монастырь с его музеем икон.
После превратностей атеизма 20 века многие монастыри Москвы теперь снова цитадели веры. Марфо-Марьинская обитель в живописном Замоскворечье, к югу от реки, представляет собой сплав средневековых новгородских форм и стиля расцвета модерна. Ее архитектор – Алексей Щусев, который также спроектировал конструктивистскую пирамиду мавзолея Ленина на Красной площади. Принцесса Елизавета, внучка королевы Виктории, основала монастырь в 1909 году – девять лет спустя большевики сбросили ее в шахту. Сад, полный заснеженных кустов роз, дополняет росписи Михаила Нестерова внутри помещений. Картины Нестерова, многие из которых выставлены недалеко отсюда в Третьяковской галерее, изобилуют изображениями березовых лесов и тонких женских фигур в синих платьях и воплощают слияние земного и потустороннего.
В 10 минутах ходьбы в том же районе вы можете видеть оранжево-бирюзовую церковь Святого Григория и обветшалую барочную церковь Воскресения Христова в Кадашах. Окрестности переулков полны сюрпризов, таких как шоколадная фабрика «Рот Фронт» или деревянный домик, в котором в 19 веке родился драматург Александр Островский, с коллекцией мемориальных вещей, имеющих отношение к Малому театру.
Среди моих любимых зимних маршрутов – прогулка через деловой район к одному из самых красочных рынков города. Группа революционных скульптурных фигур выразительно расположилась на фоне неба у станции метро «Улица 1905 года», в парке через дорогу есть еще памятники: мускулистый рабочий расковыривает брусчатку, чтобы использовать ее в качестве оружия, а вот обелиск – сидящий Ленин.
Поблизости музей Красной Пресни с диорамой, воссоздающей вид района во время революции 1905 года: слева приближаются царские офицеры-конники, справа – революционеры на фоне горящих зданий швыряют камни, забаррикадировавшись на Горбатом Мосту. Этот старый мощеный Горбатый Мост все еще можно видеть рядом.
Через ворота, увенчанные копьем и шлемом, вы входите в парк Красной Пресни с ледяными катками, замерзшими каналами и музеем ледяных скульптур. Вправо вдоль реки – новая часовня; традиционная купольная архитектура выглядит прекрасной нелепостью в Экспоцентре. Я люблю зайти туда и согреться; он выдержан в светлых тонах с фресками на желтом фоне, изображающими покровителя торговцев преподобного Серафима.
Продолжая идти вдоль реки под совершенно фантастическим мостом «Багратион», вы выходите к мегалитам незавершенного делового района с высочайшими в Европе зданиями. Башня, стеклянный небоскреб эпических пропорций, сверкает на морозном солнце.
Перейдя реку, то выходите на Кутузовский проспект за конной статуей генерала Багратиона, героя войны с Наполеоном, размахивающего своим мечом над транспортом. Отсюда недалеко до первых прилавков обширного Дорогомиловского рынка с его стойками плетеных корзин и волчьих шкур. Вместительный крытый зал поражает воображение богатством: свежеиспеченные лепешки из глиняной печи, горы гранатов, свисающие жгуты грецких орехов в сиропе, копченый сыр и свекольного цвета чеснок. Затем идем до ближайшей станции метро «Киевская», чтобы отведать традиционных русских пельменей в кафе-столовой «Му-Му».