Саркози, Меркель, Рахой говорят о континенте. При этом все время упоминают банки, сокращения бюджетов и социальных программ. Они забыли о Европе, или никогда ее не понимали. Будучи политиками, они погрязли в политике. А как только ты принимаешь ее правила, то уже не можешь найти дороги, ведущей к выходу. Эту дорогу тебе должны указать простые люди.
Президент Уругвая Хосе Мухика (José Mujica) встречается с Чавесом и Моралесом на совещаниях Содружества государств Латинской Америки и стран Карибского бассейна (CELAC). Убежденно и яростно он заявляет: «Или беременные женщины в наших странах будут питаться хорошо, или мы будем тащить за собой эту проблему всю жизнь!». Боль за других. Из-за этой давней боли Мухике пришлось побывать в тюрьме, как и Дилме Руссефф, Гарсии Линере (García Linera), Раулю Кастро и Уго Чавесу. И многим сотням тысяч других. Тюрьмы, смерть, унижения. Однако в итоге они победили. Вошли в политику с улицы. Бывшие партизаны, ставшие президентами.
У Европы есть короли, атомное оружие, международные банки, рисковые премии и обещания увеличить до бесконечности рабочую неделю. В Южной Америке говорят о разрыве с США, которые вторглись в эту часть земного шара и расхищают ее нефть, газ, полезные ископаемые, фрукты и растения. С теми самыми США, которые обворовали их авиакомпании, поезда, линии связи, водные и земляные ресурсы. И сделали это с помощью местной олигархии, отдыхавшей в Майями, Париже и Мадриде.
CELAC – это 33 страны, 600 миллионов жителей, крупнейшие в мире запасы нефти, газа и воды, богатейшее разнообразие биологических видов и древних культур. Ни Китай, ни Европа не в состоянии понять Мать-Землю. Латинская Америка может. В странах CELAC говорят Пачамаме (Матери-Земли). Как сказал Че Гевара, Организация американских государств (ОАГ) была Министерством колоний США. После революции на Кубе эта страна была исключена из ОАГ, и весь континент промолчал. Промолчал и тогда, когда убили Альенде. И когда пытались свергнуть Чавеса. Показал свою полную беспомощность при государственном перевороте в Гондурасе. Теперь он вновь обрел свой голос, и ему не нужны посторонние. Проблемы Южной Америки будут решаться в Южной Америке.
Подробнее: Латиноамериканский антиамериканизм
Европа возродилась из пепла фашизма. CELAC – из пепла неолиберализма. Без Гитлера не было бы Евросоюза. Без США не было бы CELAC. Чавес это понял, оседлал своего Боливара и показал Вашингтону, на что он способен. Он сделал жесткие заявления в ООН в адрес Джорджа Буша. Ради пробуждения континента. Чтобы показать всем, кто мешает достойно жить.
Европа обладала многим и сейчас это теряет. У Латинской Америки почти ничего не было, но она сейчас обретает. Европа погрузилась в страх. Латинская Америка – в надежды. Она как будто только что родилась. У нее все впереди. Она набирает полные легкие воздуха, чтобы совершить рывок. А Европа тяжело хрипит. Из одной и той же древесины можно сделать и гробы, и скрипки.
CELAC рождается, чтобы жить. Этому содружеству приходится решать свои проблемы. Она идет по пути расширения. Далеко не просто усадить за один стол представителей столь разных стран, как Колумбия (в Южной Америке эта страна играет ту же роль в интересах США, что Израиль на Ближнем Востоке); Мексику, которая вынуждена иметь с северным соседом общую границу длиной в несколько тысяч километров, и Чили, чье руководство не может плохо отозваться о Пиночете. Это сделано с единственной целью: добиться того, чтобы правительства всех этих стран вновь обратили свои взоры на Южную Америку.
В Европе в интеграционное ядро входят две самых себялюбивых страны: Германия и Франция. В CELAC – самые щедрые, то есть страны Боливарианского союза для народов нашей Америки (ALBA). Однажды поэт написал: в Европе голубь мира съел курицу, несущую золотые яйца. В Южной Америке разноцветные птицы взмывают в воздух и заставляют смотреть ввысь.