Нетрудно понять, почему Владимир Путин, сейчас вынужденный разбираться с последствиями спорных парламентских выборов, которые прошли в прошлое воскресенье в России, счел необходимым, несмотря на это, найти время, чтобы встретиться с вице-президентом Венесуэлы Элиасом Хауа (Elias Jaua).
К неудовольствию Вашингтона Россия и Венесуэла продолжают сближаться. Сегодня гигантская российская нефтяная компания «Роснефть», управляемая государством, объявила о сделке объемом в 2,6 миллиарда долларов по разработке венесуэльского месторождения сверхтяжелой нефти в Ориноко.
Идея заключается в том, что Роснефть получит 40 % акций совместного предприятия по разработке второго блока месторождения Карабобо. Оставшиеся 60 % будет контролировать венесуэльская государственная нефтяная компания PDVSA. Резервы Карабобо-2 оцениваются в 40 миллиардов баррелей, а объем добычи на нем потенциально может составить более 400 000 баррелей в день.
За эту возможность Роснефть должна будет заплатить 440 миллионов долларов после того, как венесуэльские власти одобрят проект, и еще 660 миллионов долларов после того, как будет принято окончательное решение об инвестициях. Роснефть также согласилась одолжить PDVSA 1,5 миллиарда долларов, но частями - не больше, чем по 300 миллионов долларов в год.
Возможно, Роснефть почувствовала, что она отстает от жизни. Ряд российских нефтяных кампаний, включая ЛУКОЙЛ, ТНК-BP и Газпром уже разрабатывают на Ориноко месторождение Хунин-6.
Однако интерес Путина этим не ограничивается. Российский автопроизводитель ВАЗ, судя по всему рассчитывает начать в Венесуэле строительство своих заводов, а российские строительные компании собираются построить в этой стране 30 000 домов. Венесуэла в свою очередь планирует экспортировать в Россию целый ряд сельскохозяйственных продуктов, включая цветы, кофе, какао и бананы.
В октябре Россия согласилась предоставить Венесуэле кредит в объеме 4 миллиарда долларов на оборонные расходы. За предыдущие пять лет Венесуэла уже успела потратить на российскую военную технику 4,4 миллиарда долларов.
Сегодня Путин похвастался, что, хотя за период с января по сентябрь этого года товарооборот между двумя странами возрос в десять раз, потенциал сотрудничества этим далеко не исчерпан. Вашингтон сколько угодно может беспокоиться из-за призраков холодной войны, но, судя по всему, в основном российские интересы в Венесуэле носят сугубо деловой характер.