Десятки тысяч протестующих в десятках городов во многих часовых поясах. Это сложно назвать иначе, чем российским пробуждением.
Ушел страх перед репрессиями, ушла мода на Путина, пропало убеждение, что если мы будем сидеть тихо, то он позволит нам богатеть. И Кремль охватил страх. Ведь против фальсификации результатов выборов и бесстыдной безнаказанности партии власти кроме извечных оппозиционеров, которых можно посадить в один изолятор, высказываются уже знаменитости и сытые представители среднего класса.
Все это напоминает пробуждение арабов, хотя, определенно, не закончится как в Ливии (уничтожением ненавистного вождя) или даже Тунисе (бегством диктатора за границу). Россия – это не Северная Африка. Однако на Западе в защиту действующих режимов звучат схожие аргументы, главный из которых - «на смену нынешней власти может прийти еще хуже». Так было с поддержкой Мубарака в Египте, который якобы защищал нас от исламских террористов.
Так происходит в случае Путина, который якобы лучше тех, кто пришел бы на его место. Ведь уже от нетерпения перебирают ногами коммунисты и националисты. Именно они протестуют в Москве плечом к плечу с прозападными либералами, гроссмейстером Каспаровым, писателем Акуниным и составляющей подпольное интернет-сообщество молодежью, именно они обнародуют факты фальсификаций.
Еще по теме: Правда и фальсификации в России
Откуда такая высокомерная убежденность, что россияне не способны сами выбрать себе подходящих правителей? Что они не доросли до демократии? Это правда, что часть коммунистов поддерживает культ Сталина, что не может понравиться не только в Польше. Но одновременно правда и то, что за десяток лет правления Путина мы не увидели всех документов о сталинских преступлениях. Мы не услышали, что они являются геноцидом.
Важно не то, что руководящие Россией политики будут происходить из партии, в названии которой есть слово «коммунистический», а то, будут ли выборы, в результате которых они придут к власти, последними демократическими выборами. Нет причины думать, что это невозможно, ссылаясь только на воспоминания о сталинских преступлениях. Ведь в Индии или на Кипре коммунисты принимают участие в демократических избирательных соревнованиях.
Никто, впрочем, не знает, какой была бы эта Россия без заранее известных результатов, без признания президентом кого-то, кто только через полгода будет участвовать в выборах. Ее облик мы узнаем, когда россияне наконец обретут полные демократические права. Смотря на последние события в Москве, можно надеяться, что они себе их отвоюют.