Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Арабская весна как новая версия «Скотного двора» Оруэлла

Жаль, что Джордж Оруэлл не дожил до того, чтобы увидеть «арабскую весну». Мы можем лишь предполагать, какую бы повесть он тогда написал.

© REUTERS/Mohamed Abdel Ghanyпродолжаются протесты на площади Тахрир в Каире
продолжаются протесты на площади Тахрир в Каире
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Последние события выглядят, словно готовый план для исламистского издания «Скотного двора». Предположим, что классическую выдумку Джорджа Оруэлла нужно будет поменять в каких-то местах. С одной стороны, свиньи в качестве главных персонажей, вероятно, не подойдут. Возможно, лучше подойдут козы. Но сюжетная канва, история ожесточенной внутренней битвы между охочими до власти «революционерами», может быть адаптирована под сегодняшние события весьма легко.

Последние события выглядят, словно готовый план для исламистского издания «Скотного двора». Предположим, что классическую выдумку Джорджа Оруэлла нужно будет поменять в каких-то местах. С одной стороны, свиньи в качестве главных персонажей, вероятно, не подойдут. Возможно, лучше подойдут козы. Но сюжетная канва, история ожесточенной внутренней битвы между охочими до власти «революционерами», может быть адаптирована под сегодняшние события весьма легко. И как раз это может помочь средствам массовой информации в Вашингтоне и в Европе избавиться от своих страхов того, что якобы единый мусульманский политический фронт вот-вот захватит Ближний Восток – а в один прекрасный день, возможно, и «среднюю Америку» (игра слов Middle East (“Ближний Восток») и Middle America – «средняя Америка», обычно в смысле «образцовые граждане, люди с умеренными, консервативными взглядами» - прим. перев.).

Читайте еще: Исламисты нового толка?

И чтобы какие-нибудь шейхи или муллы ошибочно не думали, что я насмехаюсь над их верой, давайте четко проясним: мы не говорим тут о Боге, или об Аллахе. Мы говорим иносказательно о совершенно человеческой политике. Мы могли бы говорить о коммунизме (как Оруэлл), или фашизме, или якобинстве, или католицизме, протестантизме, иудаизме, индуизме – и тому подобном, всего и не перечислить. Политическая идеология и политическая религиозность неизбежно становятся областью, в которой впечатлительные и легко возбуждающиеся лица пытаются навязать свои взгляды другим. В поисках своих целей, они начинают говорить от имени других людей, или от имени Господа, или и так, и так. Их первыми и наихудшими врагами являются обыкновенные единоверцы, идеи которых слегка расходятся с их собственными – или же те, кто просто стоит на пути их хищных амбиций. И когда они приходят к власти, за этим следуют чистки.

Чтобы ощутить то смертельно мрачное и жестокое чувство того, как это работало в сталинские времена, перечитайте «Слепящую тьму» Артура Кестлера. Или вернитесь к «Скотному двору», и посмотрите, как Наполеон (Сталин) уничтожает Снежка (Троцкого) после того, как они захватывают ферму г-на Джонса. История предлагает бесконечные примеры. Но давайте вернемся на сегодняшний Ближний Восток.

Еще по теме: Исламское возрождение или проект "большой Ближний Восток"

В данный момент серьезным поводом для озабоченности Запада является Египет. В первом раунде продолжающихся сейчас в этой стране парламентских выборов различные партии, считающие себя крайне благочестивыми и уверенные в своем моральном превосходстве, полагающие, что они святее Папы Римского (или по крайней мере святее, чем другие) привлекли около 60% голосов. Это сумма разбивается на 40%, которые заработали «Братья-мусульмане», которые изо всех сил пытаются показать, что они способны работать вместе со светскими партиями над строительством современного Египта; и 20%, которые были отданы за салафистов, которые придерживаются того, что они считают философией, и даже вкусов в одежде, присущих спутникам пророка Мухаммеда VII века. Их легко отличить друг от друга даже с первого взгляда: салафистов по их одеждам и неопрятной растительности на лице (а женщин – по хиджабу), а братьев-мусульман – по аккуратно подстриженным бородам и деловым костюмам, ну а женщины их носят платки.



Сложно представить себе две политические группы, которые бы ненавидели друг друга сильнее. До тех пор, пока у них был общий враг в лице президента Мубарака, они могли не замечать различий между собой. Когда обе группы были вне закона, они могли соглашаться с тем, что «ислам это решение». Но сейчас они вынуждены спрашивать сами себя, что они имеют в виду под подобным лозунгом. В конце концов, когда люди в чалмах получат власть, они могут стать такими же коррумпированными и деструктивными, как любые другие диктаторы – достаточно взглянуть хотя бы на тот же Судан или Иран. На данный момент, фундаменталистскую элиту в этих двух странах невозможно удалить, даже когда она оказывается погрязшей в братоубийственных конфликтах. По крайней мере, в тех странах, которые встали во главе арабской весны, по-прежнему есть хорошие шансы на то, что если за исламистских сторонников жесткой линии люди проголосуют сегодня, то их таким же образом, путем голосования, могут отодвинуть от власти завтра.

Читайте еще: Исламизм или демократия? Неочевидный выбор

В то же время, это новое издание «Скотного двора» может оказаться стоящим того, чтобы его почитать. Как любую притчу, ее не следует воспринимать буквально, но она может пролить свет на риски, которые будут актуальны в будущем. В оригинале, вспомните, мятежники скотного двора захватывают власть под лозунгом «Все животные равны», лишь для того, чтобы в конце повести, после чисток и предательств, изменить его, добавив фразу «Но некоторые животные равнее других». На первых страницах новой версии повести козы тоже могут провозгласить, что «Все животные равны». Но в конце они прояснят: «Животные с бородами равнее других».