Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Девять дней, которые потрясли Кремль

© коллаж ИноСМИКремль и митинги
Кремль и митинги
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Cлабый ручеек официальных заявлений, текущий с субботы, когда прошли демонстрации, означает, что Кремль либо увиливает от ответа на требования протестующих, либо отметает их в сторону. Но что ждет дальше приободрившееся протестное движение в России?

Москва – Около полуночи 10 декабря, когда значительная часть Москвы находилась в состоянии счастливого коллективного упоения после того, как примерно 50 000 представителей городского среднего класса вышли на улицы в знак протеста против результатов парламентских выборов, нанятое Кремлем американское пиар-агентство Ketchum выпустило пресс-релиз. Озвучил его давний пресс-секретарь премьер-министра Владимира Путина Дмитрий Песков.

«Сегодня мы стали свидетелями демократического протеста части населения, недовольного официальными результатами прошедших на прошлой неделе выборов, - сказал Песков. – За прошедшие несколько дней мы также стали свидетелями демонстраций другой части населения, которое поддерживает эти результаты. Мы уважаем точку зрения протестующих, мы слышим то, что они говорят, и мы будем продолжать к ним прислушиваться. Граждане России имеют право высказывать свою точку зрения, как в знак протеста, так и в знак поддержки, и это право будет и дальше обеспечиваться, пока все стороны делают это мирно и законно».



Учитывая масштабы московских протестов и многотысячных демонстраций в десятках городов по всей России, которые были самыми крупными с момента прихода Путина к власти почти двенадцать лет тому назад, это был странный и до странности сдержанный ответ. Но он все же был не настолько странным, как переданное в тот же день через Пескова заявление Путина. «Правительство пока не сформулировало свою позицию», - сказал путинский пресс-секретарь.

Читайте еще: К чему приведут протесты в России?

Но один человек ее все же сформулировал. В воскресенье президент Дмитрий Медведев обратился к своей страничке в Facebook, который стал нервным центром организации протестов. Медведев написал следующее:

«По Конституции граждане России имеют свободу слова и свободу собраний. Люди имеют право высказывать свою позицию, что они вчера и сделали. Хорошо, что все прошло в рамках закона. Я не согласен ни с лозунгами, ни с заявлениями, прозвучавшими на митингах. Тем не менее, мною было дано поручение проверить все сообщения с избирательных участков, касающиеся соблюдения законодательства о выборах».

Вот это было действительно странно. Что имел в виду президент России – по крайней мере, президент до будущего года, когда он должен поменяться местами с Путиным, согласно его предложению? Странно и потому, что это было какое-то потустороннее и излишнее напоминание о гражданской свободе слова и собраний, свободе, которую российские правители не очень-то любят вспоминать. Не менее странным кажется и беспокойство, в основном со стороны Кремля, что разрешенный московскими властями субботний протест закончится кровопролитием. Похоже, имелось в виду то, что все, в том числе, Путин и Медведев, нуждаются в таком напоминании. А потом было непрекращающееся удивление (в том числе,  на государственном Первом канале, который в субботу наконец признал, что протесты эти существуют) по поводу того, что демонстрации прошли мирно и в соответствии с законом.

Наверное, главная проблема в убедительности. Медведев, который как президент хромает на обе ноги с тех пор, как Путин раскрыл в сентябре свои планы возвращения на президентский пост в 2012 году, лично и весьма напыщенно отдавал приказы о проведении многочисленных расследований по многим скандальным делам – и ни одно из них не дало особых результатов. (Прошлой осенью Медведев пообещал расследовать дело жестоко избитого журналиста Олега Кашина. Он даже пообещал Кашину «оторвать головы» виновным. «Сижу тут, курю свою трубку», - пошутил Кашин в Facebook.) Наверное, именно поэтому значительная часть из почти 13000 комментариев на пост Медведева в Facebook в эти выходные была негативной. «Это называется отрыв от реальности, - написал один комментатор. – Вам надо сходить к психиатру».

«Реакция президента смехотворна, - сказал мне руководитель тесно связанного с Медведевым аналитического центра Игорь Юргенс. – ‘Я не согласен, но мы подумаем’. Это не ответ». Пока, как отметил Юргенс, ни одно из требований протестующих, от регистрации новых партий до освобождения арестованных в ходе предыдущих протестов, не воспринимается всерьез.

Еще по теме: Медведев написал в Facebook о несогласии с протестами

Действительно, слабый ручеек официальных заявлений, текущий с субботы, когда прошли демонстрации, означает, что Кремль либо увиливает от ответа на эти требования, либо отметает их в сторону. Одно из требований протестующих заключается в отстранении от должности путинского друга детства и председателя Центральной избирательной комиссии Владимира Чурова. Он отрицает подтвержденные документально факты фальсификаций на выборах и заявляет, что многочисленные видеозаписи, предлагаемые в качестве доказательств активистами, являются фальшивкой, потому что съемки проводились на квартирах, которые выглядят похожими на избирательные участки. За заслуги Чурова перед государством Медведев, к своему вечному стыду в интернете, назвал его на прошлой неделе волшебником. Однако в воскресенье Центральная избирательная комиссия отвергла предложение рассмотреть вопрос об отставке Чурова.

Еще одно требование было о проведении новых выборов. В пятницу вечером, накануне массовых протестов, ЦИК утвердил результаты голосования. В понедельник Песков отверг не только возможность проведения новых выборов, но и возможность пересчета голосов. «Даже если сложить вместе все эти так называемые доказательства, то в сумме они составят лишь полпроцента от общего числа голосов, - заявил глава пресс-службы премьера. - Так что даже если допустить, что все эти жалобы будут доказаны в суде, они не поставят под сомнение ни легитимность состоявшихся выборов, ни результат голосования». Российский генеральный прокурор высказал схожее мнение.

Смотрите по теме: Как менялась Конституция России

Кстати, о конституции. Правящая партия «Единая Россия» в День конституции провела в Москве митинг под лозунгом «Слава России!» Партия пообещала собрать на митинг 30000 человек - наверное, чтобы доказать, что Путин прав, и довольных результатами выборов не меньше, чем возмущенных. По данным полиции, на митинг пришли 25000 человек. По словам присутствовавших на месте событий репортеров, собралось максимум 2000 человек. Многих участников привозили автобусами, что стало привычной тактикой партии. «Я ни хрена не понимаю, зачем я здесь, - сказал репортеру один молодой человек. – Это для телевидения. Эти гребаные парни из КГБ, они врут людям по телевизору, обещают все, но не делают ничего. Мне это на хрен не нужно. Они отменили нам занятия и сказали ехать сюда».

Учитывая те огромные деньги, которые власть влила в преданные ей молодежные организации, а также потратила на завоз молодых тел, прошедший в понедельник митинг был полным провалом. Это также свидетельствует о крайней неэффективности менее чем убедительной тактики «Единой России», которая упорно цепляется за свои старые методы. Постановочные митинги дополняются упражнениями в риторике, которые заученно повторяют все сверху донизу в пищевой цепочке единороссов, и которые в лучшем случае похожи на запирательство. И неважно, что субботние демонстрации были самыми крупными антиправительственными выступлениями с момента распада Советского Союза, гнет свое «Единая Россия». В них не было ничего необычного. В конце концов, что такое 50 000 человек для города с населением в 12 миллионов?

А Путин и Медведев между тем явно тянут время, хотя и менее организованно. «Путин явно увиливает, - говорит политический консультант Глеб Павловский, который до недавнего времени работал на Медведева и помогал Путину одержать победу на его первых президентских выборах в 2000 году. – Медведев поспешил заявить что-то негативное, но Путин сказал, что думает об этом. Мне кажется, это правильный способ действий. Они напуганы, и это хорошо для государства, потому что  такая ситуация заставляет их заранее продумывать свои действия и поступки, а не реагировать автоматически и рефлекторно».

Павловский сказал мне, что он глубоко разочаровался в склонном к ошибкам Путине. Он также отметил, что во время субботнего митинга не было ни насилия, ни хаоса. «Наверное, это первый правильный шаг Путина за целый год», - сказал Павловский по поводу решения Кремля не разгонять манифестантов, как это было сделано 5 и 6 декабря, когда за два дня арестовали почти тысячу человек. «В день [субботних] протестов все было сделано правильно с точки зрения сохранения власти. Если бы Кремль попытался с ними бороться, то сейчас он находился бы в глухой, глубокой, а возможно, и в кровавой осаде. Будет ли он и впредь поступать правильно? Вот в чем вопрос».

Еще по теме: Путин обвиняет США в провоцировании протестов

Безусловно, Кремль изменил стиль своей риторики. Если сразу после первых волнений он туманно предупреждал о «провокациях» и гражданской войне, то в последнее время начал заявлять, что многие пришедшие в субботу на митинг сделали это из простого любопытства, что это просто зеваки, и что больше они участвовать в протестах не будут. Однако сохраняется ощущение того, что российские руководители не осознали в полной мере масштабы недовольства, с которым они имеют дело, а также то обстоятельство, что им противостоит масса обеспеченных и образованных «белых воротничков».



Некоторые знающие люди явно учуяли опасность. Накануне субботних протестов первый заместитель главы президентской администрации Владислав Сурков, который опекает российскую политику и средства массовой информации, созвал самых известных представителей лояльной интеллигенции, чтобы обсудить с ними развитие событий. Это знак того, что он понимает масштабы угрозы. Однако присутствовавшие на встрече люди не стали говорить утешительные слова о компромиссах. Главный редактор Russia Today Маргарита Симоньян заявила пренебрежительно, что на очередной митинг, который запланирован на 24 декабря, придет меньше народа, «потому что  людям надо покупать подарки». Ведущий государственного Первого канала Максим Шевченко в своем комментарии, названном «Ответ дуракам», сказал, что лучший способ – дать оппозиции возможность проводить свои протесты, чтобы не превращать их в мучеников режима. «Они никто и должны оставаться никем», - написал он.

Тем не менее, понедельник принес с собой некоторые свидетельства компромисса. «Единая Россия» объявила о своей готовности уступить ряд руководящих постов в Думе парламентской оппозиции. Бывший министр финансов Алексей Кудрин, отправленный в сентябре разгневанным Медведевым в отставку, заявил в интервью российской деловой газете «Ведомости», что готов возглавить либеральную политическую партию, предположительно отстаивающую интересы «белых воротничков», таких как юристы, врачи, консультанты, финансисты, дизайнеры, инженеры и т.п. То есть тех, кто вышел в субботу на митинги.

А в понедельник после обеда произошло неожиданное и весьма показательное событие, когда миллиардер Михаил Прохоров объявил о своем намерении баллотироваться в президенты на выборах 4 марта. Летом он попытался возглавить ту самую партию, о которой сегодня говорит Кудрин, но быстро подал в отставку, раздосадованный тем, что этот проект быстро и шумно пошел под откос по причинам, сводящимся к настойчивому стремлению Кремля контролировать эту партию, а также к весьма интенсивному кураторству Суркова над данным проектом. Тогда Прохоров заявил, что не планирует уходить из «большой политики». Его возвращение говорит о том, что Кремль позволил ему вернуться, дабы отвлечь людей от субботних событий или дать им заслуживающую хоть какого-то доверия альтернативу. Это поможет снять напряженность, чтобы протесты не мешали больше единоличной президентской гонке Путина, в которой он победит (давайте не будем забывать об этом), и в которой больше не будет антагонизма и без того настроенной против него толпы «белых воротничков».

Что до этой толпы (ее в России называют «офисным планктоном), то многие новички в этом незнакомом для них деле политической активности обещают снова выйти на улицы через две недели, как раз в канун рождества. Скорее всего, людей соберется меньше, чем в прошлую субботу, потому что  будет холоднее, потому что  Кремль бросит им какие-то кости, потому что  они утратят интерес, или потому что  на российском политическом поле у них нет своих представителей. А поскольку большая часть манифестантов старательно упирает на то, что это никакая не арабская весна, и что они не революционеры, на митинг придут лишь те люди, которые к тому времени проснутся и которые хотят быть в системе. «Увы, это будет протестное голосование, - сказал один молодой офисный работник, когда я спросила его, какими должны быть новые выборы в случае их проведения. – И к сожалению, следующие пять лет в Думе не будет никого, кто бы представлял мои позиции и интересы. Но это шаг вперед. Все будет происходить шаг за шагом, и это нормально».

Именно на это делает сегодня ставку Кремль, несмотря на его пугающую риторику. Как сказал мне Павловский, «здесь революцией и не пахнет».