Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Сахалин: черное золото среди льдов

Shell и ExxonMobil добывают здесь газ и нефть в экстремальных условиях

© РИА Новости Виталий Аньков / Перейти в фотобанкПродолжается строительство газопровода от ГРС на остров Русский
Продолжается строительство газопровода от ГРС на остров Русский
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
На самолет до Сахалина мы садимся как на автобус. То есть расплачиваемся наличными в самом аэропорту. Напоминающая о советских временах стюардесса «Сахалинских авиатрасс» считает на калькуляторе и заполняет билет красной ручкой, высунув изо рта кончик языка, как старательная ученица. Сюрреалистическая сцена.

На самолет до Сахалина мы садимся как на автобус. То есть расплачиваемся наличными в самом аэропорту. Напоминающая о советских временах стюардесса «Сахалинских авиатрасс» считает на калькуляторе и заполняет билет красной ручкой, высунув изо рта кончик языка, как старательная ученица. Сюрреалистическая сцена для сверхсовременного терминала Инчхона, который служит витриной технических достижений Южной Кореи. Затем мы вылетаем на стареньком Boeing по направлению к Охотскому морю. На «край света», как прозвал это место Чехов, посетив его в 1890 году. Или же, скорее, последняя граница постсоветской России. Крупнейший остров империи стал новым сокровищем царей путинско-медведевской эры. После распада СССР этот участок земли длиной в 900 километров, который расположен вдоль побережья Сибири и зимой частично оказывается в окружении льдов, получил больше иностранных инвестиций, чем вся московская агломерация! На этом недружелюбном и сотрясаемом подземными толчками острове, который некогда принадлежал одним лишь айнам (древнейшее население Сахалина – прим. ред.), орлам и бурым медведям, осело по меньшей мере 40 миллиардов долларов! Такие огромные средства были необходимы, чтобы превратить в золото огромные запасы нефти и газа, которые скрыты на морском дне в одном из самых труднодоступных регионов мира. 

Читайте еще: Сахалинские месторождения обеспечат Азию российской нефтью

В десятке километров от северо-восточного побережья острова в дно Охотского моря упираются платформы «Моликпак», «Пильтун-Астонская» и «Лунская». Все они стали залогом успеха первого шельфового проекта в России «Сахалин-1», который направлен на разработку одного из крупнейших в мире нефтегазовых месторождений. Под бетонными опорами, которые прочно вбиты в дно покрытого льдами моря, находится 45 миллиардов баррелей в нефтяном эквиваленте. Что приблизительно равно всем остающимся ресурсам в Северном море. Однако климатические, минералогические и сейсмические условия здесь просто ужасны. Зимой температура падает до - 35 °C, но воздух кажется гораздо холоднее из-за дующих в этом субарктическом регионе суровых ветров. Это не считая угрожающих Сахалину землетрясений: остров находится прямо на «огненном кольце», которое идет через весь Тихий океан. Платформы стоят на амортизаторах на случай повторения землетрясения магнитудой 7,5, которое в 1995 году стерло с лица земли город Нефтегорск, похоронив под обломками 2000 человек. 11 марта с побережья эвакуировали 11 000 жителей: причиной тому стало цунами, которое ударило по северо-востоку Японии всего в 500 километрах к югу. Соединяющий платформы с 300-километровый трубопровод и 1600 километров труб, по которым драгоценные нефть и газ идут к расположенному на юге Сахалина экспортному терминалу, также построены в соответствии со всеми сейсмическими нормами. «Трубы гнутся, но не рвутся», - подытоживает ситуацию пресс-секретарь консорциума «Сахалин-2» Лариса Ямомото.



Суровое испытание

Персонал на этих работающих в экстремальных условиях платформах приезжает из таких далеких мест, как Москва, Южная Корея и Филиппины. Чтобы попасть на север острова, после приземления в Южно-Сахалинске этим людям приходится еще 16 часов трястись в вагоне поезда по старой железной дороге, которая была построена еще во времена японской оккупации. Без специального разрешения дальше хода нет. Вертолет отвозит их на стальной островок, где они проведут 28 дней в изоляции и спартанских условиях, а затем вернутся домой на точно такой же срок, чтобы восстановить силы. На платформе учитывается каждый килограмм: появление одного человека означает уход другого. «Мы живем как моряки», - говорит кореец в самолете, который вернет его назад к семье. 

Еще по теме: Газпром начнет разрабатывать Сахалин-3 в этом году

Все эти трудности казались непреодолимыми советским стратегам, которые решили забросить месторождения из-за неспособности овладеть технологиями морской добычи. Тем более, что она требует поистине хирургической точности. «На карте Саудовской Аравии нефтяные месторождения - это огромные лужи, тогда как здесь находятся небольшие карманы, которые еще нужно найти», - объясняет Рикки Перритт (Ricky Perritt), инженер из американской компании Parker, которая занимается одной из буровых установок проекта. Такая «игрушка» стоимостью 100 миллионов долларов может пробиваться вниз на глубину до пяти километров, а затем продвинуться по горизонтали еще километров на десять. Необходимые технологии были разработаны в конце 1990-х годов, но это не отменяет возможность просчета. Британцы и ВР убедились в этом на собственном опыте и в 2008 году ушли из региона ни с чем после нескольких лет разведки. На Сахалине от природы не стоит ждать подарков. 

Распад СССР коренным образом изменил судьбу таинственного острова, точные очертания которого стали известны лишь в конце XVIII века благодаря экспедиции Ла Перуза. В условиях либерализации 1990-х годов крупнейшие энергокомпании сломя голову бросились на абордаж. Shell, Exxon Mobil, Mitsubishi боролись за место под суровым местным солнцем, остров заполнили разнообразные эксперты, а его построенная в советском стиле небольшая столица перестроилась на английский манер. Москва, которая в тот момент испытывала нехватку капиталов и технологий, позволила корпорациям бурить морское дно в обмен на платежи «натурой» и колоссальные инвестиции. Россия рассчитывала получить до 89 миллиардов долларов налогов, роялти и других платежей по одному только проекту «Сахалин-1», реализацией которого занималась Exxon!   

Читайте еще: Как избежать нефтяного проклятья

Тем не менее, расходы взлетели вверх из-за экстремальных климатических условий, а также компенсаций коренному населению и добавочной стоимости, которая возникла из-за требований экологических организаций. Под давлением экологов, которыми ловко воспользовалось российское правительство, Shell пришлось переместить 30-километровый трубопровод, чтобы не навредить популяции серых китов. И выплачивать по 300 000 долларов в год на финансирование проектов помощи коренным жителям, таким как нивхи. С 1990 по 2006 год общая стоимость проектов «Сахалин-1» (Exxon) и «Сахалин-2» (Shell, Mitshubishi, Mitsui) выросла с 20 до более чем 37 миллиардов долларов! Такая головокружительная инфляция вызвала нешуточное беспокойство Москвы, так как срок выплаты роялти был отложен на неопределенный срок.



Путь на восток

Чтобы остановить утечку, Владимир Путин решил перейти в наступление и объявить о начале русификации. В 2007 президентский указ вынудил Shell уступить 50% долю в проекте «Газпрому», которым в тот момент руководил некий… Дмитрий Медведев. Англо-голландской компании пришлось выполнить это указание под угрозой потери уже вложенных в только начавший «плодоносить» проект миллиардов. «Газпром» сделал очень ловкий шаг, решив присоединиться во второй фазе, когда большая часть инфраструктуры уже была установлена», - рассказывает сотрудник консорциума Иван. Говоря проще, международные предприятия взяли на себя большую часть расходов по гигантскому месторождению, которое еще неизвестно когда начнет приносить прибыль. «Не стоит волноваться за Shell!» - уверен Иван. Корпорация возмещает убытки с помощью дешевого газа, который затем продает по высокой цене. Усиление контроля Москвы обеспечивает передачу технологий «Газпрому» в двух ключевых областях: морской добыче и производстве сжиженного природного газа (СПГ). В 2008 год
у свежеизбранный президент Медведев с большой помпой открыл в Пригородном первый в России комплекс по сжижению газа. Это идеальное место, так как оно «целый год свободно ото льда и защищено от цунами Курильскими островами», объясняет Михаил Шиликовский зале управления огромного завода. На входе в эти роботизированные джунгли из труб, которые способны выпускать до 10 миллионов тонн СПГ в год, все 300 рабочих в обязательном порядке проходят тест на алкоголь. Водка водкой, но безопасность превыше всего!

Еще по теме: Россию внесли в список рисков нефтетрейдеров

Между гигантскими резервуарами размером с футбольное поле и насыпной площадкой, где лежит 5 метров зимнего снега, течет река, куда каждый год возвращается тихоокеанский лосось, чтобы дать потомство и умереть (если, конечно, ему удастся избежать когтей орлов и медведей). На этот теряющийся среди природы промышленный объект поступает нефть и газ с застрявших во льдах платформ, преодолев 800 километров по подземным трубам. Здесь газ очищают и охлаждают до -161 °C, чтобы тот перешел жидкое состояние. Этот процесс позволяет ужать объем газа размером с комнату до масштабов мобильного телефона. Лишь 25 заводов во всем мире могут похвастаться такой технологией, которая делает возможным экспорт газа на специальных судах и значительно сокращает стоимость транспортировки по трубопроводам. Через день в заливе Анива к 805-метрововму пирсу причаливает танкер. Чтобы заполнить его резервуары емкостью в 145 000 кубических метров, требуется 16 часов. Затем нагруженное судно скрывается в дымке, взяв курс на Японию или Юго-Восточную Азию.

Настоящая революция для России, которой куда привычнее традиционные газопроводы. В «Газпроме» Медведев вел кампанию в поддержку СПГ в противовес верному Путину «трубопроводному лобби». Стратегическая задача на экспорт: завоевать с помощью морских путей перспективный рынок Азиатско-Тихоокеанского региона (легкие мировой экономики XXI века), где спрос на газ без конца продолжает расти. Москва намеревается конкурировать с поставками с Ближнего Востока и из Австралии. «Мы находимся всего в трех днях плавания от крупных портов Северо-Восточной Азии, и здесь нет пиратов», - говорит Лариса Ямомото. Консорциум заключил контракты на 20 лет с Японией, Южной Кореей, Тайванем и Китаем. Кроме того, после аварии на «Фукусиме» Токио лишь наращивает объемы поставок с Сахалина: сейчас он покупает 60% производимого СПГ. Отопление для японских небоскребов, топливо для машин, пластик для заводов… За всем этим стоит тяжелейшая борьба за нефть среди льдов…