1 января Хасан Тулуй (Hasan Tuluy) вступает в должность вице-президента Всемирного Банка по вопросам отношений с Латинской Америкой. Родился в Стамбуле в 1952 году. Многие годы проработал во Всемирном Банке (ВБ), занимаясь проблемами средиземноморских и ближневосточных стран. В настоящее время курирует вопросы стратегии и людских ресурсов.
Латинская Америка, экономический рост которой в 2010 году составил 5,9%, «завершит 2011 год с ростом от 3,5% до 4,5%», прогнозирует Тулуй, все еще располагающийся в своем бывшем кабинете в штаб-квартире ВБ в Вашингтоне.
El País: Каково экономическое положение Латинской Америки?
Хасан Тулуй: Прошедшее десятилетие было весьма хорошим. Это были годы экономического роста, и некоторые его результаты оказали влияние на социальную политику. 60 миллионов человек перестали жить за чертой бедности, и это впечатляющая цифра. Социальное неравенство стало уменьшаться, что тоже немаловажно, а финансовая политика стала значительно более продуманной, благодаря чему стало возможным разработать антикризисные механизмы. Но это не только потому, что прошедшее десятилетие было хорошим. Дело в том, что удалось разработать способы преодоления последствий кризиса. По различным причинам Латинская Америка преодолевает его весьма успешно, начиная с высоких цен на сырье и заканчивая привлечением инвестиций. Этому способствовало также и то, что в финансовых вопросах произошла тихая революция на макроуровне, налоговом, валютном, в способности компетентных учреждений держать под контролем уровень инфляции. Основные элементы улучшились настолько, что не только поддерживают рост, но и обеспечивают движение вперед в обстановке кризиса.
Читайте еще: Европа агонизирует, Латинская Америка набирает силу
- Что Вы ожидаете от 2012 года? Каким он будет для Латинской Америки?
- Как принято говорить, нам следует готовиться к худшему в надежде на лучшее. Есть две возможности, хотя все меняется. Наилучшая заключается в низком уровне роста в Европе и США, которые при всем при том продолжают оставаться крупнейшими экономическими державами. Если рост у них продолжится, пусть и с невысокими показателями, и если Китай сможет удержать высокие темпы роста, тогда вполне вероятно, что цены на сырьевые продукты останутся высокими, а ликвидность не будет затронута. В таком случае Латинская Америка сможет удержать свои темпы роста. Возможно, они будут не столь высокими, как в последние годы, но все же это будет уверенный рост. Возможно, это будут 4% вместо 4,5%, но все равно экономика будет расти. Если события будут развиваться по этому сценарию, то надо добиваться того, чтобы страны вкладывали средства в развитие и внедрение инновационных технологий, которые будут способствовать повышению производительности труда и конкурентоспособности, в развитие инфраструктуры, в сферу обслуживания. Это наилучшая возможность.
- А наихудшая?
- Есть и более мрачная картина, более катастрофичный прогноз, касающийся скорее не того, что ожидает латиноамериканские страны, а того, что произойдет с остальными. Наиболее пессимистичным представляется такой сценарий, при котором упадут цены на сырье, сократится спрос, уменьшатся денежные переводы, будут введены ограничения на выдачу кредитов. В этой обстановке необходимо будет сделать упор на механизмы, смягчающие удары кризиса, чтобы не растерять то, чего удалось достичь за последнее десятилетие. Необходимо усилить меры социальной поддержки наименее защищенных слоев населения, добиться целевого использования инвестиций…
- Для Латинской Америки неуверенность хуже, поскольку она зависит, как Вы сами только что сказали, зависит от того, что произойдет с другими?
- Да, но при этом никогда не следует забывать о неоднородном характере этого континента. Есть страны, которые в большей степени, чем другие зависят либо от какого-либо определенного вида сырья, либо от своих торговых партнеров. Они в большей степени страдают от последствий неуверенности, чем те, которые диверсифицируют свою экономику или имеют большее количество торговых партнеров. Страны, которые экспортируют более широкую номенклатуру товаров и большему числу партнеров, с большей легкостью преодолеют кризис. Представьте себе, что в Китае упадет спрос…
Еще по теме: Роль Латинской Америки на Ближнем Востоке
- Если это случится, и поверьте, для этого не требуется богатого воображения, возникнут серьезные проблемы, учитывая то, что половину латиноамериканского экспорта составляет сырье...
- Учитывая тот вес, который Китай имеет в Латинской Америке и количество стран торгующих с ним стран, следует ожидать не только понижения цен на сырье, но и сокращения инвестиций. Это скажется на всем. Если это произойдет, если начнет сокращаться спрос со стороны Китая, то вновь хочу заявить: хорошая новость заключается в том, что многие страны разработали надежные защитные механизмы. Многие страны обладают еще лучшими средствами защиты: это налоговые инструменты, большие золотовалютные запасы, меньший уровень инфляции, валютная политика, обеспечивающая возможности роста. Очень важно подготовиться, опередить развитие событий. Антикризисные меры, которые власти должны были разработать заранее, требуют уже готовых проектов и учреждений, которые должны быть в любую минуту готовы противостоять кризису, потому что когда он грянет, то уже слишком поздно думать над проектами и защитными механизмами. Упредить развитие событий, иметь уже готовые проекты действий, разрабатывать механизмы смягчения последствий ударов. Все это позволит преодолеть ту неуверенность, которая после окончания кризиса может возникнуть с еще большей силой.
- И в какой степени подготовлена к этому экономика латиноамериканских стран, пусть даже это покажется Вам слишком общим вопросом?
- Как Вы говорите, каждый случай имеет свою специфику, в зависимости от характера экономики, степени ее зависимости… Например, Центральная Америка мало похожа на Перу, чья экономика более диверсифицирована. У каждой страны свои особенности, однако в целом, если сравнивать с предыдущим циклом кризиса, все страны подготовлены гораздо лучше. Разумеется, какие-то лучше, какие-то хуже.
Еще по теме: Латинская Америка и мировой кризис
- В какой степени влияет на латиноамериканские страны состояние экономики США?
- За последнее десятилетие страны Латинской Америки в значительной степени диверсифицировали свой экспорт. США являются важным торговым партнером для стран этого континента, для каких-то большей степени, для каких-то – в меньшей. Во внешнеторговом обороте Мексики они играют ключевую роль, так что если дела пойдут неважно, то последствия будут значительно более тяжелыми, чем в случае Перу, Аргентины или Бразилии. С другой стороны, мы всегда говорим о пессимистических сценариях, исходя из принципа ожидать худшего и при этом надеяться на лучшее. А что произойдет, если США и Европа сумеют преодолеть кризис и выйдут из него окрепшими? Последствия для Латинской Америки и прочих стран будут весьма важными. Но опять же мы вновь говорим о неуверенности, а рынки и инвесторы неуверенности не любят, и за подобные ситуации всегда приходится расплачиваться.
- Каковы, исходя из вышеизложенного, наиболее уязвимые точки Латинской Америки?
- Должен со всей скромностью заявить, что я еще только вхожу в курс дела, вникаю в конкретные случаи, в обстановку в целом. Однако есть и очевидные вещи. Во-первых, неоднородный характер стран континента, о котором мы говорили: в одних рост составит 6%, в то время как в других - 2%- 2,5%. Это страны бассейна Карибского моря, Центральной Америки… Не все, но большинство находятся в зоне низкого экономического роста. Во-вторых, во многих местах наблюдается значительное отставание в развитии инфраструктурных объектов, причем именно тех, которые влияют на производительность труда: энергетических, транспортных, гидротехнических. Стоимость объектов обеспечения на континенте огромная, как например, телекоммуникаций, где требуются высокий профессионализм, внедрение инновационных технологий. Другим вопросом являются стратегические инвестиции в человеческий капитал, в качество обучения и соединение в одно целое системы образования и будущего рынка труда. И, наконец, во многих местах, особенно в Центральной Америке, остро стоит вопрос преступности и насилия, затрагивающий не только граждан, но и инвесторов, сферу торговли и обладающий разрушительным действием.
- Какими годовыми ресурсами должна обладать Латинская Америка, чтобы решить эти проблемы, сократить неравенство и двигаться вперед?
- Полагаю, что каждая страна или группа стран должна произвести свои собственные расчеты, но главное состоит в том, что нам нужно быстрое, устойчивое и уверенное развитие. Нам не нужны шараханья: чтобы в этом году рост составил 7%, а на следующий упал до -3%, а потом опять вырос бы до 8%... Это не ритм деятельности здоровой экономики. Многие страны доказали, что их экономический рост может составить от 6% до 7%. Чтобы распределять блага, необходимо их создавать. Нужно иметь большой кусок пирога, чтобы быть в состоянии проводить в жизнь меры социальной поддержки населения, политику социальной адаптации, улучшать условия жизни людей, инвестировать в будущее. Это относится к 60 миллионам человек, которые за последние десять лет перестали жить за чертой бедности. Вопрос сейчас заключается в том, как удержать эту ситуацию, чтобы они не скатились обратно за эту черту. Более того, чтобы добивались лучшего будущего для своих детей, обеспечили им лучшие перспективы в области образования, трудоустройства…
- Ваш оптимизм резко отличается от других прогнозов, гораздо более мрачных.
- Да, я действительно оптимист, потому что не хочу иного, то есть пессимизма, неудач. Кроме того, я не склонен к пассивности. Это будет сложно, придется принимать жесткие решения, но это инвестиции в будущее. Есть некоторые признаки того, что мы все более осознаем следующее: наши будущие коллективные интересы заслуживают того, чтобы преодолеть некоторые краткосрочные трудности в настоящем. Я верю в то, что руководители стран пойдут на принятие тех непростых политических решений, которые они должны принять. Когда горит дом, не надо рассуждать, кому первому схватить ведро воды. Сначала надо залить огонь водой, а уж потом обсуждать, кто какой вклад внес в тушение огня. Мне представляется, что именно на этом этапе мы сейчас находимся: перед нами непростые решения, и мы обсуждаем возможные варианты действий. Я оптимист и верю в торжество здравого смысла и прагматизма. А наиболее активные выиграют еще больше. Я верю в прагматичные решения. Если не возьмешь в свои руки инициативу, то другие возьмут ее в свои руки вместо тебя, а ты будешь просто наблюдать за происходящими событиями. Если хочешь влиять на события, надо быть их активным участником.