16 декабря индийский премьер-министр Манмохан Сингх отправится в Москву на очередной российско-индийский саммит, который станет 12-й встречей на высшем уровне с 2000 года.
Для российской стороны саммит этот будет своего рода благоприятной передышкой от серьезных внутренних проблем – экономического спада, сокращения численности населения и снижения поддержки премьер-министру Владимиру Путину и его партии «Единая Россия», что показали состоявшиеся 4 декабря парламентские выборы. Но хотя между Сингхом, Путиным и президентом Дмитрием Медведевым будет много официальных разговоров о дальнейшем улучшении двусторонних отношений, эта встреча, скорее всего, станет очередным мероприятием в устоявшейся традиции проведения регулярных, но не дающих больших результатов российско-индийских саммитов.
Читайте еще: Индия ведет с Россией переговоры об АЭС
Путин уже давно и хорошо известен в Индии, и пользуется в этой стране популярностью. Ему в заслугу ставится то, что он возродил ослабевшие в 1990-х годах двусторонние связи. В плане геополитики две страны являются союзницами, и их стратегические цели – создание многополярного мира, особенно в Евразии, и стабильность в Афганистане совпадают (или, по крайней мере, не вступают в противоречие). Россия выступает за полноправное членство Индии в Шанхайской организации сотрудничества, а Индия, в отличие от западных стран, не демонстрирует никаких подозрений в отношении недавнего путинского предложения о формировании «Евразийского союза». Прогресс в отношениях недавно был отмечен двумя событиями: Россия завершила строительство двух ядерных реакторов на Куданкуламской атомной электростанции в штате Тамил Наду, несмотря на протесты местного населения, а стороны на взаимной основе облегчили визовый режим для индийских и российских бизнесменов, чтобы как-то решить проблемы удручающе слабой двусторонней торговли и инвестиций.
Появившиеся в прессе накануне визита сообщения указывают на то, что на этом саммите планируется заключение соглашений в традиционных сферах, таких как фармацевтика и энергетика, а также в самом слабом звене двусторонних отношений – в банковской области. Две страны также занимают схожие позиции в отношении восстаний на Ближнем Востоке, и ожидается, что на этом саммите они выступят с заявлением по данному вопросу и по ситуации в Афганистане.
Но достаточно ли этого, чтобы поднять российско-индийские отношения и вывести их из тупика благодушного запустения, где они находились в прошлом? На предыдущем саммите в 2010 году между двумя странами было подписано беспрецедентное количество меморандумов о договоренности – 30. Но многие из них были слишком неопределенными, чтобы дать ощутимый результат – скажем, меморандум, «предусматривающий совместное производство онкологических лекарственных препаратов в Российской Федерации и/или закупку сырья». Тем временем, межгосударственные обмены, которые так хорошо работали в прошлые годы, в последнее время оказываются контрпродуктивными или откровенно обструкционистскими, и в результате появляется значительное недопонимание. Например, даже непоколебимое военное сотрудничество Индии и России в прошлом году совершило крутой поворот в сторону ослабления, когда Индия отказалась от российских самолетов МиГ-35 в рамках своих оборонных закупок на сумму 11-12 миллиардов долларов. Кое-кто предположил, что по этой причине Москва отменила плановые военные учения с Индией.
Еще по теме: Индия расширяет ядерные связи с Россией
Вскоре после того, как Путин заявил в сентябре о своем намерении снова стать президентом, в издании Russia & India Report, являющемся приложением официального органа российского правительства «Российская газета», прозвучало утверждение о том, что у России есть собственный план диверсификации: «Баланс сил в российско-индийско-китайском уравнении может сместиться, особенно в свете недавнего визита Владимира Путина [так!] в Китай и заключенных в результате этого визита соглашений о расширении российско-китайского экономического сотрудничества, с выводом его из традиционных отраслей в отрасли высоких технологий, а также в свете подписанных контрактов на 7 миллиардов долларов».
И это не пустая угроза. Объем двусторонней торговли Китая с Россией намного превышает российско-индийские показатели, составляя 42,4 миллиарда долларов, а в 2009-2010 годах его рост составил 25%. Благодаря этому Китай стал крупнейшим торговым партнером России – и он импортирует большое количество российских оборонных материалов. Во время вышеупомянутого октябрьского визита Путина в Китай две соседние страны подписали целый ряд соглашений в области энергетики и гидроэнергетики, а также создали фонд взаимных инвестиций, куда вносят свой вклад частные доноры. Непосредственным результатом ближайшей перспективы стали 16 соглашений о сотрудничестве в сфере экономики и торговли по целому ряду вопросов, включая новое машинное оборудование, электронику и сельское хозяйство.
Непосредственная заслуга в достижении положительных результатов принадлежит делегациям ведущих бизнесменов из Китая и России, которые участвовали в межгосударственной встрече и получили возможность пообщаться друг с другом. Между тем, из-за отсутствия эффективных подготовительных механизмов российско-индийское сотрудничество частного сектора ограничено мелкой торговлей и инвестиционными форумами, причем это никак не привязывается к государственным визитам. Индийцам определенно стоит поучиться той энергии и настойчивости, которая присутствует в российско-китайских взаимоотношениях, и прежде всего, вниманию, уделяемому сотрудничеству в частном секторе.
Читайте еще: Мягкая сила в Индии и Средней Азии
На декабрьском саммите может быть предпринят шаг в данном направлении. Модернизация российской экономики это один из главных приоритетов в повестке руководства страны, и он распространяется на сферу двусторонних связей. Индии пора по-настоящему налаживать сотрудничество со своим старым другом и стратегическим партнером в области передовых высоких технологий. Лучшие возможности в двусторонних отношениях, обещающие быстрые результаты, даст реализация российских идей и замыслов в сфере науки и высоких технологий в рамках совместных проектов с использованием индийских технологических экосистем и инфраструктуры. В частности, информационные технологии это та область, где Индии следует воспользоваться возможностями армии образованных и талантливых российских профессионалов. А Россия может выиграть от размеров, знаний и опыта индийского резерва рабочей силы. Крупные масштабы проводимых экспериментов и многочисленность участвующих в них коллективов будут не только способствовать продвижению инноваций; они дадут индийцам новые рабочие места и обеспечат развитие рынка новых технологий.
Некоторые совместные проекты в сфере передовых технологий уже разрабатываются. Один из них – венчурное предприятие в рамках инновационного центра в Сколкове. Это запланированная к строительству бизнес-площадка высоких технологий, находящаяся в ближайшем Подмосковье и ставшая символом упора российского государства на инновации. В 2010 году между компанией Tata Sons и фондом «Сколково» был подписан меморандум о взаимопонимании, предусматривающий совместные исследования и разработки в области информационных технологий и коммуникаций. Однако до его реализации пока далеко – как далеко и до создания сколковского центра, строительство которого ведется с 2009 года и пока не завершено. С прошлого саммита в повестке присутствуют также такие темы, как нанотехнологии и передовая отрасль науки биотехнология. Здесь учитывается то обстоятельство, что стоимость нанотехнологических и биотехнологических пилотных проектов и их запуска в серийное производство выше в России, чем в Индии.
Безусловно, нескольких меморандумов недостаточно. Нужен более обширный и системный план, в рамках которого государство могло бы оказать первоначальное содействие с тем, чтобы потом работу подхватил частный сектор.
Предстоящий саммит имеет массу возможностей поставить отношения между двумя странами на новый путь. Его можно использовать для запуска новых инициатив, таких как финансируемые государством ознакомительные поездки представителей IT-компаний к своим коллегам в Индию и в Россию. Что еще важнее, его можно использовать для создания первого за всю историю российско-индийского форума в сфере информационных технологий. Частные инициативы, например, те, спонсором которых выступает ассоциация NASSCOM (Национальная ассоциация компаний программного обеспечения и услуг), могут дополнить действующий совместный центр информационных технологий за счет создания совместных предприятий между отраслевыми организациями и учеными. Это поможет создать венчурные фонды для коллективных российско-индийских проектов, которые выиграют благодаря индийскому опыту в сфере внешнего подряда и российскому опыту в высококлассных компьютерных исследованиях в третьих странах.
В условиях продолжающегося мирового экономического спада двум странам пора воспользоваться своим историческим опытом сотрудничества и политической доброжелательностью, чтобы удовлетворить свои экономические потребности и заполнить ниши на рынке за счет развития совместных инноваций. Лишь в этом случае самое важное для Индии, но до сих пор удручающе бездействующее геополитическое партнерство получит столь необходимое ему ускорение.
Доктор наук Кэтрин Фошко – научный сотрудник по российским исследованиям из аналитического центра Gateway House: Indian Council on Global Relations (Индийский совет по глобальным отношениям).