Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Медвежьи потребности

Российский народ требует перемен. Самое страшное заключается в том, что никто не знает, насколько далеко можно зайти.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Джина частной жизни и свободы россиян освободили в 1991 году. И, несмотря на все усилия последователей Лубянки и Кремля за последние десять лет, его так и не удалось загнать обратно в бутылку. Толпы людей, собравшихся в Москве 10 декабря, напоминают о том, что революция, начавшаяся в 1991 году, еще не завершена и что после десятилетия правления Владимира Путина у нее открылось второе дыхание.

Последним днем Филиппа Бобкова в качестве первого заместителя председателя КГБ стало 29 января 1991 года. Советский Союз уже рушился, и его полный крах наступил 11 месяцами позже, когда 25 декабря на кремлевской башне в последний раз спустили флаг с изображением серпа и молота.

 

Из окна своего кабинета в штаб квартире КГБ на Лубянке Бобков взглянул на зимние улицы, и его взгляд задержался на здании магазина «Детский мир» на площади Дзержинского.

 

«Через огромные окна можно было разглядеть, как люди поднимались с одного этажа на другой, проходили от прилавка к прилавку. Они что-то разглядывали, обсуждали, примеряли, покупали», — писал он в заключительной главе своей биографии под названием «КГБ и власть», опубликованной в 1995 году.

 

«Они жили своей собственной жизнью, их жизнь протекала где-то там. А моя жизнь была посвящена им, этим людям».

 

Я наткнулся на это случайное воспоминание одного из бывших представителей гвардии преторианцев СССР несколько лет назад, и с тех пор я был уверен, что оно объясняет причину развала Советского Союза лучше, чем любой анализ цен на нефть, экономических процессов, геополитики и дипломатии. Мысль о том, что люди «жили своей собственной жизнью», появляется в конце мемуаров Бобкова и знаменует собой кульминацию не только его жизни по заученным истинам, но и зигзага истории, который ослепил его поколение и подчинила им историю. На закате карьеры, пережив многих людей, изучая их самые сокровенные тайны и наблюдая за ними как за аквариумными рыбками, Бобков понимает, насколько по-настоящему важно жить собственной жизнью.

 

Джина частной жизни и свободы, «собственных жизней» россиян освободили в 1991 году. И, несмотря на все организованные усилия последователей Бобкова с Лубянки и в Кремле за последние десять лет, его так и не удалось загнать обратно в бутылку.

 

Толпы людей, которые собрались в Москве 10 декабря с целью добиться повторного проведения парламентских выборов, поскольку, по всеобщему мнению, результаты выборов 4 декабря были сфальсифицированы, служат напоминанием о том, что революция, начавшаяся в 1991 году, еще не завершена и что после десятилетия правления Владимира Путина у нее открылось второе дыхание.

 

Через двадцать лет после того, как коллеги Бобкова освободили свои посты, многие из них вернулись к руководящим и влиятельным позициям под руководством Путина, и центральным вопросом общественной оппозиции все еще остается право выбора. Последующие поколения кремлевских правителей, кажется, совершают ту же самую ошибку, полагая, что народ хочет, чтобы его вели, словами советской пропаганды, к экономическому «светлому будущему», что они готовы пожертвовать своей свободой ради высокого уровня жизни. Подобная логика уже многократно демонстрировала свою ошибочность, и материальный достаток заставляет людей активнее стремиться к обладанию правом выбора – такое чаще всего случается в таких странах как Украина, Египет и Чили Пиночета. 

 

«Не позволяйте заставлять вас надеяться на что-либо» -  так звучит высказывание французского философа Мишеля Фуко, относящееся к упадку радикального левого движения во французской политике 1960-х годов. Точно такое же чувство облегчения, смешанного с разочарованием, может стать девизом России сегодня. Путин является печально известным авторитарным лидером, однако под его руководством были достигнуты некоторые успехи. Сфера частной жизни расширилась, и теперь вы можете говорить все, что хотите, о самом Путине, пока вы делаете это на своей кухне или в своем блоге – а это уже большой прогресс, поскольку прежде даже на кухне подобные речи запрещались.

 

Эпоха Путина, безусловно, является улучшением по сравнению с советской эпохой во многих других отношениях. Например, люди вольны зарабатывать деньги и тратить их на покупку розового Майбаха с хромированной отделкой или на украшенный стразами Сваровски наряд для собачки.

 

Социальные сети помогают объединиться людям со схожими взглядами способами, которые никак не связаны с государством, а российские исследователи общественного мнения считают, что именно «микротечения», а вовсе не классы или этнические сообщества определяют отличительные черты политической идентификации. Россия скорее состоит не из пролетариата и буржуазии, не из славян, чеченцев, татар, мусульман и евреев, а из активистов реконструкции исторических памятников, любителей гоночных лыж и грибников.

 

На самом деле, мало кто может соперничать с самим Путиным в смысле приверженности позициям «поступай, как знаешь, и плевать, что люди скажут». Катаясь на лошади без рубашки, ныряя с аквалангом за стратегически расположенной амфорой, разъезжая на абсурдно гигантском мотоцикле Харлей-Дэвидсон на гонках «Ночных волков», Путин сам является воплощением кризиса среднего возраста русского мужчины, и он сделал этот образ классным.

 

Но выбор состоит не только в том, на каком мотоцикле ездить, он заключается в наличии основополагающего доверия между россиянами и их руководством, а этого доверия очень не хватает после выборов 4 декабря.

 

Российский народ требует перемен. Самое страшное заключается в том, что никто не знает, насколько далеко можно зайти, чтобы их добиться, и насколько далеко может зайти Кремль, чтобы им помешать.