Россия и Европейский Союз подписали двусторонние торговые соглашения в рамках вступления этой страны во Всемирную торговую организацию.
Польша на этом выиграет, но не стоит впадать в эйфорию: в ключевых вопросах, касающихся торговли между двумя нашими странами, мы будем обречены вести жесткие переговоры, и присутствие россиян в какой-либо международной организации не многое в этом изменит.
Присоединение наших восточных соседей к структурам ВТО (после 18 лет переговоров) наверняка радует польских производителей мяса, фруктов и овощей или молочных продуктов, для которых Россия является важнейшим заграничным рынком сбыта. В ходе переговоров Кремль согласился снизить пошлины на импорт, следствием чего станет то, что уже в ближайшее время резко снизятся ставки на наше молоко, говядину или яблоки. Придет конец и столь популярной в последние годы мере – активности санитарно-ветеринарных служб, у которых регулярно появлялись претензии к качеству польских продуктов, что заканчивалось ведением эмбарго на их ввоз в Россию. Политика Кремля должна будет опираться на правила, распространяющиеся на всех членов ВТО.
И хотя плюсов, связанных с «цивилизированием» России в области глобальной торговли, действительно много (польское правительство называет подписание соглашения Россия – ЕС одним из основных успехов председательства Польши в Евросоюзе), было бы наивно полагать, что сейчас торговые отношения между нашими странами начнут вдруг складываться превосходно. Нерешенных вопросов остается много. Например, проблема или факт, что Газпром снижает цены на газ всем вокруг, кроме нас. Когда речь идет о защите собственных интересов в фундаментальных экономических вопросах - Россия жесткий игрок. Она, например, способна без труда договориться за нашей спиной с влиятельными странами ЕС, ярким примером чего может служить недавно запущенный газопровод «Северный поток», который обходит стороной Польшу и идет по дну Балтийского моря прямо в Германию.
Членство России в ВТО – это свершившийся факт, и оно наверняка переведет диалог с Москвой на новый уровень, но нет сомнений, что в экономических делах на линии Москва – Варшава «искрить» будет еще не раз.