Как было заявлено в Высоком суде Лондона в понедельник, Борис Березовский, живущий в изгнании опальный российский олигарх, который ведет судебную тяжбу с Романом Абрамовичем, «целенаправленно и сознательно лжесвидетельствовал» и думал, что благодаря своему политическому покровительству «владеет» владельцем футбольного клуба «Челси».
Королевский адвокат Джонатан Сампшен (Jonathan Sumption), действующий в интересах г-на Абрамовича, сделал это заявление в своей заключительной речи, в то время как продолжающийся уже 12 недель судебный процесс с участием двух враждующих российских олигархов близится к своему завершению.
Дело приковало к себе внимание юридического сообщества и обнажило мрачный мир российского бизнеса, который возник после падения коммунизма в начале 1990-х годов.
Читайте еще: По мнению Березовского, изменения в России остановить нельзя
Г-н Березовский требует от г-на Абрамовича 6,5 миллиардов долларов компенсации, обвиняя того в том, что г-н Абрамович методом запугивания заставил г-на Березовского продать свои доли в нефтяных и газовых активах. Г-н Абрамович отрицает это обвинение и говорит, что выплатил г-ну Березовскому 2,3 миллиарда долларов за «крышу», или политическое покровительство, в 1990-е годы, когда он занимался строительством своего бизнеса.
Г-н Березовский был близок к правительству Бориса Ельцина, но сейчас живет в изгнании в Лондоне, после того, как в 2000-м году поссорился с тогдашним президентом Владимиром Путиным.
Г-н Сампшен, подводя итог в деле своего клиента, заявил суду, что г-н Березовский был «тщеславным и зациклившимся на себе человеком», и имел «постоянное и явное желание» изображать себя в качестве «центральной и непременной фигуры в любом предприятии, которого он касался».
Он заявил суду, что г-н Березовский думал, что он «лично создал г-на Абрамовича из ничего, и поместил его в такую позицию, в которой ему оставалось только сидеть и принимать текущие ему в руки огромные суммы денег». Он добавил, что «огромная доля свидетельских показаний г-на Березовского может быть охарактеризована исключительно как нечестная», и заявил, что Березовский «серьезно недооценивал деловые таланты г-на Абрамовича».
Читайте еще: Что мы уже знаем о споре Абрамовича и Березовского
Г-н Сампшен заявил суду, что ключевая встреча на мысе Антиб на юге Франции, на которой г-н Абрамович, как предполагается, запугивал Березовского, принуждая его продать свою долю в государственном телеканале ОРТ, была «сфабрикована», являлась «фальшивкой».
Он добавил: «Г-н Березовский - человек, для которого правдой является все, что отвечает задачам данного момента… Я не хочу быть несправедливым к г-ну Березовскому. Не обязательно вся эта неправда объясняется его нечестностью. Часть его ложных утверждений можно приписать по-настоящему огромной силе самообмана г-на Березовского».
Г-ну Березовскому «очень трудно было принять, что при всей его былой важности в роли «серого кардинала», и при всем его огромном богатстве, которое он за счет этого накопил, в плане бизнеса он был относительно второстепенным и несущественным игроком», сказал он.
В своих письменных аргументах юридическая команда г-на Абрамовича заявила, что г-н Березовский был «озлобленным и ожесточенным человеком», который некогда являлся фигурой «реальной значимости в России». Но после его изгнания в 2000-м году события «все больше проходили мимо него», и он испытывал «сильную личную обиду» на г-на Абрамовича, который, как он был уверен, «вытеснил» его из сферы политического влияния.
Читайте еще: Березовский считает Абрамовича бандитом и посланником Путина
Суд услышал, что г-н Абрамович заплатил г-ну Березовскому сумму в 1,3 миллиарда долларов, которая, как заявляет последний, была платой за его пакет акций в «Сибнефти», в 2001 году через инвестиционную компанию Devonia. Г-н Абрамович ничего не знал об истинной природе транзакции, которая была разработана для обхода систем контроля за отмыванием денег, было сказано суду.
Г-н Сампшен заявил, что есть «откровенно много» свидетельств, что сделка с Devonia была «просто мошеннической схемой, направленной на то, чтобы обмануть банки».
«Было бы совершенно удивительно, если бы Clydesdale Bank принял столь неправдоподобно гигантский счет, и они со всей очевидностью не приняли его, когда бумаги добрались до их головного офиса в Австралии где-то августе», - заявил он суду.
Сейчас рассмотрение дела Абрамовича-Березовского продолжается, юридическая команда г-на Березовского должна представить свои заключительные аргументы в январе.