Бедственное положение в еврозоне угрожает единству Европейского Союза не только в финансовых и экономических вопросах, но и во внешней политике. Еще до начала кризисов суверенных долгов и финансового сектора 27 странам Европейского Союза было исключительно трудно вырабатывать общую внешнюю политику. Сейчас Евросоюз рискует расколоться на группу экономически сильных стран еврозоны, группу экономически слабых стран еврозоны и на две группы стран, не входящих в еврозону – на тех, кто хочет перейти на единую валюту, и тех, кто не хочет. Все это имеет неприятные последствия для жизнеспособности и согласованности европейской внешней политики - в особенности в отношении России.
Как мир увидел в начале декабря, Кремль, видимо, не способен провести полностью свободные и честные парламентские выборы. Судя по всему, он даже не способен их грамотно сфальсифицировать. Однако есть одно искусство, которым русские по-прежнему владеют блестяще. Это искусство применять тактику «разделяй и властвуй» во внешней политике.
Они не раз успешно пользовались этим приемом против европейских стран, используя в качестве инструментов дипломатии энергетический экспорт, коммерческие стимулы и скрытые намеки на российскую военную мощь. Сейчас, когда Владимир Путин собирается вернуться в марте на пост президента России, который он, возможно, будет занимать до 2024 года, искушение заодно вернуться к старым привычкам и воспользоваться связанным с долгами раздором между странами ЕС может оказаться непреодолимым.
Читайте по теме: Россия и Европа, близкие враги
К счастью, разногласия между 27 странами ЕС по поводу политики в отношении России сейчас намного меньше, чем во времена российско-грузинской войны 2008 года. Западноевропейские политики и их коллеги из Центральной и Восточной Европы, страны которых провели четыре десятилетия под пятой советского коммунизма, сейчас в целом сходятся в том, что Евросоюз должен быть нацелен скорее на конструктивное сотрудничество с Москвой, чем на сдерживание Москвы. Недоверие к намерениям России в Центральной и Восточной Европе по-прежнему сохраняется, однако и в Польше, и в нескольких других странах, оно теперь не так явно выражается на правительственном уровне, как раньше.
Смотрите еще: Богатые и бедные европейцы. ВВП на душу населения в 2010 году
Одновременно ЕС продолжает придерживаться принципов демократии, прав человека и законности, которые не слишком глубоко укоренились в российской гражданской и политической жизни. Соответственно, европейские правительства признают, что это накладывает неминуемые ограничения на отношения с Россией и на уровень доверия между сторонами.
Проблема политики ЕС в отношении России заключается в том, что в отличие от политики США в период начатой администрацией Обамы «перезагрузки», у нее нет четких целей – таких, например, как контроль над вооружениями или сотрудничество по вопросам войны в Афганистане. Европейские внешнеполитические методы чрезмерно бюрократизированы: регулярные саммиты Россия-ЕС слишком часто оказываются бессодержательными, а инициатива «Партнерство для модернизации», запущенная совместно с Москвой в июне 2010 года практически ни к чему не привела.
Еще по теме: Лицемерие Европы
Хуже всего то, что подход Евросоюза в значительной мере основан на самообмане. Рассматривая вопрос о том, кто контролирует Кремль и каковы его цели, Евросоюз принимает желаемое за действительное. Безусловно, в 2008 году, когда Дмитрий Медведев был избран президентом, было приятно думать, что этот профессиональный юрист и поклонник западной рок-музыки поведет Россию к гражданским свободам, экономической модернизации и менее воинственной внешней политике. Однако в прошедшем сентябре стало очевидным, что г-н Медведев просто грел трон для г-на Путина.
На деле у него не было ни власти, ни настоящих намерений помогать сбыться надеждам Европы на эру процветания свобод в духе Михаила Горбачева. Во внешней политике временами возникавшие тени различия между суровым г-ном Путиным и более мягким г-ном Медведевым так и не превратились в явный контраст.
В конечном итоге у ЕС нет выбора – он все равно должен налаживать со своим соседом конструктивные отношения. Однако при этом ему не следует обманываться относительно перспектив реформ после возвращения г-на Путина на президентский пост.