Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Китай, Россия и новые цифровые шпионские игры

Китай, Россия и цифровые шпионские игры

© Public Domainинтерент кибератака киберпространство
интерент кибератака киберпространство
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Во времена холодной войны Советский Союз и Америка десятилетиями вели сложные игры в кошки-мышки с помощью своих разведок и контрразведок, при этом тщательно следя, чтобы столкновения на периферии возглавлявшихся ими блоков не переросли в полномасштабную «горячую войну». Не ведут ли сейчас США аналогичную игру в кошки-мышки с китайцами, только на сей раз на периферии интернета?

 

Во времена холодной войны Советский Союз и Америка десятилетиями вели сложные игры в кошки-мышки с помощью своих разведок и контрразведок, при этом тщательно следя, чтобы столкновения на периферии возглавлявшихся ими блоков не переросли в полномасштабную «горячую войну». 

 

Не ведут ли сейчас США аналогичную игру в кошки-мышки с китайцами, только на сей раз на периферии интернета?

 

 

Скажем, китайцы сумели взломать компьютеры Торговой палаты США, проведя сложную операцию, при которой удары наносились более чем с 300 направлений. Шпионаж, пусть и в интернете, и украденные документы, пусть и цифровые, - все это свидетельствует о наступлении новой эры кибервойн, странным образом напоминающих былую холодную войну. 

 

Операция против Торговой палаты (которую, по-видимому, удалось остановить в марте 2010 года) – это лишь один из целого ряда известных случаев. Китайцы также имели отношение к попытке взлома, которая поставила под угрозу секретность данных подрядчиков Пентагона. Кроме этого их обвиняют в проникновении в компьютерные системы более 760 крупных и мелких компаний. Это означает, что дело не ограничивается отдельными действующими на свой страх и риск хакерами. Напротив, речь идет о долгосрочной стратегии, за которой стоит государство. Журналисты Bloomberg Майкл Райли (Michael Riley) и Джон Уолкотт (John Walcott) в своей опубликованной 14 декабря статье назвали это «холодной кибервойной», а эксперт по компьютерной безопасности Ричард Кларк (Richard Clarke), на которого они ссылаются, заметил, что Китай «как при помощи пылесоса» высасывает информацию из корпораций на Востоке и на Западе терабайтами и петабайтами.

Читайте еще: Кибератаки как способ борьбы с противниками режима в России

Однако, точно так же, как во время холодной войны США приходилось смотреть сквозь пальцы на периодические нарушения Советским Союзом американской акватории и воздушного пространства, сейчас им приходится не замечать вторжения в киберпространство. Китай играет настолько важную роль в структуре мировой экономики и настолько значим для ее функционирования, что США и другие страны вынуждены не обращать внимания на эти рутинные нарушения – и, по-видимому, отвечать на них собственными тайными операциями против Китая, о которых среднему американцу ничего не известно.

 

Эта «холодная кибервойна» разворачивается не только между китайцами и американцами. Ранее в этом году в арабском мире участники протестов и правительства также вели в интернете запутанные разведывательно-контрразведывательные игры. Активисты, опасавшиеся репрессий со стороны автократических режимов, даже прибегали при организации митингов и тайных встреч к шпионским псевдонимам и кодовым словам. С другой стороны в некоторых странах предпринимались попытки полностью отключить интернет, а также попытки отслеживать активность активистов в Skype.

Читайте еще: Уязвимость системы кибербезопасности должна предостеречь США от ведения войн

 

Сейчас нечто похожее разворачивается и в новой России (которая временами выглядит крайне похожей на старую), в которой оружием бойцов холодной интернет-войны становятся социальные медиа - Facebook, Twitter, YouTube и блоги. Российские активисты жалуются, что Кремль создает помехи их телефонной связи и интернет-соединениям, фальсифицирует видео на YouTube, и внедряет «кротов» в оппозиционные группы в социальных сетях. В ответ оппозиция создает фальшивые профили в Twitter и усиливает свою активность в Facebook. Вдобавок, кандидата, заявившего, что он готов бросить на выборах вызов Путину, сейчас обвиняют в тайной работе на Кремль и называют «потемкинским кандидатом». В итоге все запуталось окончательно, и нам, точно во времена холодной войны с ее двойными агентами и «кротами», каждый раз остается только гадать, кто на чьей стороне, кто сколько знает и кто чей куратор.

Читайте еще: Россия считает, что за кибератакой на Иран стоят США и Израиль

 

Аналоговая холодная война закончилась, но ее место потихоньку занимает цифровая холодная война. Легендарных героев шпионских игр, таких как выдуманный Джоном Ле Карре Джордж Смайли, который недавно снова вернулся на большой экран после долгого отсутствия, заменили технофилы двадцати с небольшим лет, рутинно осуществляющие компьютерные взломы с помощью вирусов и вредоносных программ, как будто играя в онлайн-игру. Сейчас, когда разведывательные беспилотники на Ближнем Востоке управляются молодыми солдатами, сидящими в пустыне Невада, новую холодную войну ведет новое поколение, выросшее на видео-играх и привыкшее к самоорганизации через Twitter по принципу флешмоба. Законы шпионских игр меняются, и вопрос в том, понимаем ли мы новые правила ведения кибервойны и осознаем ли, куда они могут нас привести?