Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

На горизонте очередной кризис на Южном Кавказе?

© коллаж ИноСМИСтанет ли Южный Кавказ одним из приоритетов новой внешнеполитической службы ЕС
Станет ли Южный Кавказ одним из приоритетов новой внешнеполитической службы ЕС
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Вслед за Балканами и Северной Африкой Южный Кавказ являет собой очаг еще одного кризиса, который может охватить все три страны региона, а заодно и включить в себя игроков извне. Связанные с вопросами этнического характера территориальные споры, которые возникли в советскую эпоху и после нее, являются главной причиной издавна зреющего южно-кавказского кризиса.

Вслед за Балканами и Северной Африкой Южный Кавказ являет собой очаг еще одного кризиса, который может охватить все три страны региона, а заодно и включить в себя игроков извне.

Связанные с вопросами этнического характера территориальные споры, которые возникли в советскую эпоху и после нее, являются главной причиной издавна зреющего южно-кавказского кризиса.

Именно такие споры вызвали молниеносный конфликт между Грузией и Россией в августе 2008 года на севере региона, а на юге стали причиной то затухающих, то разгорающихся боевых действий между Арменией и Азербайджаном, в результате которых погибли тысячи людей.

Читайте еще: Кавказский порочный круг

Три кавказских государства вместе занимают площадь немногим более 186 000 квадратных километров, что составляет 0,12% всей площади суши в мире. Однако на этой полоске, зажатой между Большим и Малым Кавказским хребтом, есть и другие «спящие» конфликты.

Например, существует связанный с геноцидом конфликт между Арменией и Турцией, однако «футбольная дипломатия» в отношениях между двумя странами во многом способствовала снижению напряженности.



Помимо местных игроков, извлечь выгоду из ситуации в регионе пытаются и внешние игроки, имеющие там интересы в области энергетики, безопасности, или более общей стратегии, что еще больше усугубляет кавказский хаос.

НАТО, например, является крупным игроком в этом регионе. Чтобы извлечь выгоду из своего обещания, данного на бухарестском саммите, в конце концов включить Грузию в состав военного альянса, ему, возможно, придется перезагрузить и даже переосмыслить свои отношения с бывшим заклятым врагом по холодной войне, не только на Южном Кавказе, но и во всех тех регионах, где у НАТО и России имеются свои соответствующие интересы, которые нужно удостоверить и засвидетельствовать.

Грузия и весь Южный Кавказ могут служить для НАТО мостом в Среднюю Азию и на Ближний Восток, когда международные силы во главе с США выведут к концу года свои войска из Ирака.

Еще по теме: Разговаривая со взрослыми на Кавказе

Транскавказский газопровод уже начинает служить противовесом как новое направление, по которому энергоресурсы могут идти в Европу, и Европейскому Союзу нужна альтернатива, чтобы торговаться с Россией о цене и о поставках ее природного газа и нефти на Запад.

России, еще одному крупному игроку в регионе, теперь придется заняться своим самым далеким форпостом, после того, как в середине текущего года Грузия приняла внезапное решение закрыть свое воздушное пространство для российских транспортных самолетов, снабжающих российскую военную базу в Армении.

Даже при том, что Россия может использовать обходные маршруты через Азербайджан, Иран или даже Турцию, ей придется пожертвовать или по крайней мере обменять ряд своих ключевых интересов на возможность нормального воздушного пути в Армению, которая является основным союзником Москвы в регионе.

В этом году на Южном Кавказе появился еще один фактор: Грузия, бывшая до последнего времени единственной страной из 153 действующих членов ВТО, препятствовавшей вступлению России в эту торговую организацию. Сейчас Грузия подписала соглашение с Россией, которое позволило довести до конца длившийся восемнадцать лет процесс присоединения РФ к ВТО.

Еще по теме: Хватит кормить Кавказ, Москву, Кремль (нужное подчеркнуть)

Запад, будь то Европейский Союз, НАТО или Соединенные Штаты, вероятно использовал немало «долговых расписок», чтобы заставить Грузию подписать в Женеве ноябрьское соглашение с Россией.



А когда придет время платить по этим счетам, если это время окажется неудобным, дела могут пойти совсем не так, как планировалось.

Наглядным примером являются планируемые выборы на Южном Кавказе.

В будущем году и в Грузии, и в Армении пройдут парламентские выборы, а в последующем – президентские. Во время предвыборных кампаний и правящие, и оппозиционные партии могут прибегать к жесткой риторике и даже символическим действиям, которые в свою очередь могут привести регион к беспорядкам.

Во время своего короткого октябрьского визита на Южный Кавказ французский президент Николя Саркози ясно продемонстрировал то, что может стать южно-кавказской частью его внешнеполитического манифеста в рамках французской президентской предвыборной кампании.

Политика «принятия как должного» в отношении спорного Нагорного Карабаха может вызвать очередной горячий спор между Арменией и Азербайджаном, и новые пограничные столкновения и перестрелки снайперов.

Хотя Азербайджан провел свои парламентские выборы в конце 2010 года, стране предстоят еще президентские выборы в 2013, на которых действующий президент и его потенциальный соперник могут согласовывать свою внешнюю политику в рамках региона и за его пределами, чтобы стремиться получить для себя лучшее положение, как в региональных, так и в международных вопросах.

И независимо от того, что будет служить ответом на какие бы то ни было провокации, кризис на Южном Кавказе может остаться преимущественно региональной битвой, а может развиться и в полномасштабную войну.