Бывали в России времена, когда елку украшали уже в Рождество, а бывали моменты, когда ее запрещали и преследовали за ее установку, однако в итоге она все равно стала символом встречи Нового года, который до сих пор остается главным праздником от Камчатки до Калининграда.
Непростую историю рождественских и новогодних «jolek» во времена коммунистов сегодня можно узнать на выставке, которая проходит в Историческом музее на Красной площади в Москве.
Читайте еще: Должны ли евреи ставить елку на Новый год?
История российских елок началась уже более трех веков назад. В Россию елки «пересадил» царь Петр I, который 20 декабря 1699 года издал декрет, что Новый год теперь будет отмечаться не 1-го сентября, а 1-го января, причем с ельником и деревом. Однако такие елки устанавливались только в общественных местах, а после смерти Петра деревья служили уже только как обозначение питейных заведений.
Позже русским понравился пример украшений в домах немцев, живших в Петербурге, и примерно с 1840-го года упоминания о рождественских елках систематически стали появляться в русской литературе и корреспонденции.
«Елка в 20-м веке пережила довольно трагическую судьбу. Ее преследовали, запрещали», - говорит автор выставки Наталья Чевтайкина. «Большевики в 20-е годы прошлого века, когда они боролись с верой, назвали елку религиозным пережитком. И это тем более смешно, ведь в 19-м веке именно православная церковь была противником елок. Когда началась Первая мировая война, церковь запретила елку как обычай немецких врагов», - объясняет она. Но, несмотря на приказы церковных кафедр, и солдаты в окопах продолжали наряжать елки.
Елку детям!
После запретов большевиков новый перелом произошел 28-го декабря 1935 года, когда в коммунистической газете «Правда» появилась статья кандидата в члены политбюро Коммунистической партии Постышева, требующего вернуть «jolku» детям.
Еще по теме: При Хрущеве елки украшали кукурузой
Последовала молниеносная реабилитация. Уже через несколько дней праздничные украшения снова появились в витринах магазинов, и Новый 1936 год встречали с елками, согласно инструкции молодежной организации Комсомол. Приказы сверху надо было исполнять. «Все еще боялись, ведь еще год назад за празднование можно было вылететь с работы», - констатирует историк.
Однако веселье вокруг елки в советские времена концентрировалось на Новый год, Рождество, понимаемое как религиозный праздник, ушло в тень. «Вифлеемская звезда стала пятиконечной, - рассказывает куратор выставки, - а елки должны были стать пропагандистами и агитаторами советской власти».
Новогодние украшения, традиционно грибы, звери и фрукты, получили и форму красноармейцев, машин, звезд, полярников, самолетов, позже - ракет и космонавтов. Модными стали и белые медведи с цирковыми акробатами. Первые новогодние шары делали из толстого стекла, как бутылки для шампанского. Также массово переделывали в игрушки разбитые лампочки. Однако основными материалами были картон и вата, как в царской России, куда стеклянные украшения привозили из Германии.
Новогодние елки уже без ущерба пережили Вторую мировую войну. И в самые трудные военные годы московские фабрики, помимо военного заказа, делали и праздничные украшения. Открытки с елкой, главная из которых стояла в Кремле, призывали солдат быть храбрыми на фронте.
Еще по теме: В СССР елку репрессировали, а потом реабилитировали
После смерти Сталина в моду вошли украшения в виде кукурузы, столь любимой советским лидером Никитой Хрущевым. Во времена Леонида Брежнева оригинальность исчезла, зато игрушки стали привозить из Восточной Германии и бывшей Чехословакии. В многих семьях до сих пор сохранились оригинальные коробки, в которые каждый год с любовью убирали игрушки.
«Я просто боготворю чешские украшения», - говорит коллекционер Наталья Шарапова, предоставившая музею много экспонатов.
Без елки никуда
«Елка стала неотделимой частью настоящего советского Нового года. От Рождества мы полностью отказались – до 1991 года, когда американцы в московском торговом центре ГУМ спустя десятилетия поставили первую рождественскую елку, украшенную пожеланиями американцев их советским коллегам», - объясняет куратор.
Рождество хоть и было реабилитировано, но как религиозный праздник. Все усложняют и русская неразбериха со старым и новым календарем, так что праздновать можно как в декабре, так и на Новый год, 7-го и 14-го января. «У нас, короче говоря, всего много», - заключает историк.