Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Американский первопроходец в России

© РИА НовостиОтравленное телевидение
Отравленное телевидение
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Тридцать лет назад будущее родившегося в Америке медиа-магната Питера Герви в России могло показаться весьма неопределенным. Так думали и советские органы власти.

Тридцать лет назад будущее родившегося в Америке медиа-магната Питера Герви (Peter Gerwe) в России могло показаться весьма неопределенным. Так думали и советские органы власти.

Этот длинноволосый рокер из Калифорнии в 1982 году принял участие в Американском фестивале, ставшем своеобразным ответом из 1980-х годов рок-фестивалю «Вудсток». У него возникла идея организовать спутниковый телемост между концертом и советской телевизионной аудиторией. Была достигнута соответствующая договоренность, и в результате  в советских домах впервые запел с экранов рок-музыкант Эдди Мани (Eddie Money).

Советское министерство радио и телевидения, довольное результатами такого сотрудничества, купило 24-летнему Герви авиабилет в Москву. В аэропорту его, как и положено, ждали трое мужчин в костюмах.

Читайте еще: Российский медиамагнат Александр Лебедев уходит из бизнеса в политику

«У меня ушло 20 минут на то, чтобы убедить их, что я Герви», - говорит он. Он вспоминает, что несмотря на молодость и неопытность, к нему отнеслись как к знаменитости. В отеле его ждал номер-люкс, а по городу он разъезжал в составе кавалькады из трех лимузинов. Водители уступали ему дорогу, чтобы он мог спокойно проехать по московским бульварам в центре столицы.

Поэтому неудивительно, что московские хозяева Герви понравились. И эта любовь сохранилась. Он начал привозить в СССР с концертами таких знаменитостей как Билли Джоэл (Billy Joel) и Джон Денвер (John Denver), а затем создал первую в России частную радиостанцию FM-диапазона «Радио Maximum» и ведущий телеканал СТС, акции которого в 2006 году были пущены в оборот на Нью-Йоркской фондовой бирже.

Сейчас Герви 52 года, и недавно его назначили президентом холдинга «Система Масс-медиа» (СММ), являющегося подразделением АФК «Система». Это многопрофильная корпорация стоимостью 7,6 миллиарда долларов, контроль над которой принадлежит бизнесмену и олигарху Владимиру Евтушенкову. Его задача, объясняет Герви, будет состоять в том, чтобы на основе своего предпринимательского опыта за четыре года превратить 100-миллионный в долларовом выражении медийный бизнес «Системы» в компанию стоимостью 1 миллиард долларов, а затем вывести ее из состава многопрофильного гиганта через первоначальное публичное предложение акций. Для достижения этой цели Герви сосредоточится на зарождающемся российском рынке цифрового телевидения и будет убеждать людей платить за содержание. «Россия на много лет отстала от западных СМИ. Если действовать в этой стране правильно, то промахнуться невозможно. Она просто очень большая», - говорит он.

Но временной разрыв между событиями в западной медиа-индустрии и развитием российского медиа-бизнеса даст ему определенные преимущества, заявляет Герви. «Система Масс-медиа» может усвоить ошибки и уроки Запада, чтобы создать инфраструктуру, которая будет соответствовать тому, как люди в России пользуются сегодня средствами массовой информации – точно так же, как действовала его радиостанция и телеканал. «Мы можем пройти все скачками», - говорит он.

По словам Герви, несмотря на долгие годы предпринимательской деятельности в Москве, он так и не адаптировался по-настоящему в России и не вписался в те российские медийные компании, которые создавал, которыми руководил и которые продавал.

«Система» это настоящий монстр гигантских размеров с многочисленными дочерними компаниями. Это довольно странный выбор для практичного американца Герви, который сохранил свой особый калифорнийский стиль, хотя большую часть времени из последних 28 лет провел в России и в самолете, мотаясь из Москвы в Сан-Франциско, где у него на берегу моря в заливе стоит дом.

На интервью в одном из внушительных офисов «Системы», расположенном прямо напротив Кремля, долговязый Герви появился в дорогом костюме. Но когда двери кажущегося нескончаемым коридора закрылись, оказалось, что это все тот же самый старина Герви, предприимчивый фанат рока ростом под два метра, просто в галстуке по случаю.

Моя новая должность, заявил он, все также требует предпринимательской дальновидности и проницательности, как того требовали все его начинающие компании. Ему придется брать проекты, которые «лежат в нафталине», и создавать для них абсолютно новые концепции.

Читайте еще: Миллиардер из спецслужб и литовские медиа

Герви отчасти объясняет свой успех в России удачным выбором времени. Но ему приходилось плавать и в политических водах, чтобы его медийный бизнес не застревал на мелях новостей и политики. Канал СТС, например, нашел свой стиль в начале 2000-х, когда российское государство усиливало контроль над другими крупными телестанциями. С самого первого дня канал заполнен комедийными шоу и развлекательными программами.

«Радио Maximum», работающее в FM-диапазоне, запустили с задачей давать в эфир только рок-музыку. В первую неделю работы станция передавала только песни «Битлз». Но было и одно исключение. 25 декабря 1991 года, когда «Радио Maximum» первый раз вышло в эфир, стало днем ухода Михаила Горбачева с поста президента СССР и моментом распада Советского Союза. С огромной неохотой, говорит Герви, он согласился на короткую новость на эту тему, которую зачитали в прямом эфире. «Это была моя первая и последняя программа новостей в России», - подчеркивает он.

Придя в «Систему», Герве применит свой опыт первопроходца на российском радио и телевидении для создания корпоративного бастиона на новом медийном рынке – в области цифрового телевидения. Этому поможет то обстоятельство, что «Системе» принадлежит 55% акций крупнейшего в России оператора сотовой связи компании МТС.



По оценке Герви, через 5 лет российские семьи перейдут с 15 основных телеканалов на 50 благодаря распространению цифровых телевизионных станций.  Цель «Системы» заключается в том, чтобы встать в авангарде и запустить свой собственный цифровой телеканал. Герви также присмотрится к российской мультимедийной платформе «Омлет», которая похожа на iTunes. Компания связи МТС из состава «Системы» запустила этот портал два года тому назад.

Внимание к новым СМИ и назначение Герви это весьма необычный шаг для «Системы», которая является весьма непрозрачным конгломератом, хотя ее акции и размещены на лондонской бирже. В большей степени «Система» известна по МТС и по своим нефтяным компаниям, среди которых нефтеперерабатывающая «Башнефть» стоимостью 10 миллиардов долларов.

Герви говорит, что не испытывает никаких угрызений совести, работая на таинственного Евтушенкова, который за два прошедших десятилетия сколотил состояние в 7,7 миллиарда долларов, о чем написал журнал Forbes.

На СТС, отмечает Герви, он прекрасно ладит с другим инвестором – консорциумом «Альфа Групп», который известен своими столкновениями с иностранными партнерами, такими как ВР и норвежская Telenor.

Придя в компанию Евтушенкова, Герви впервые за тридцать лет будет работать не на себя, а на другого человека. Но благодаря новой должности он станет одним из наиболее влиятельных людей в российских СМИ. Будучи руководителем СММ, он сможет задействовать коллективные ресурсы МТС и сети цифрового телевещания «Системы», а возможно, и портала «Омлет», чтобы создать первую объединенную платформу для российских потребителей.

Компании придется приучить своих клиентов платить за контент, а это очень серьезная проблема в России, где широко распространено пиратство.

Читайте еще: Крупнейший российский медиамагнат

Но Герви считает, что эту проблему можно решить за счет сочетания платного и бесплатного контента, а также позволив пользователям скачивать по дешевой цене фильмы лучшего качества, чем их пиратские копии. «Если ты можешь нажатием кнопки посмотреть дома кино за 100 рублей, то ты создаешь альтернативу пиратству», - говорит он.

Для человека, который был первопроходцем в современной российской радио- и телеиндустрии, эта новая территория является прекрасным шансом, таким же захватывающим и увлекательным, как и те возможности, которые были у него четверть века назад – хотя сейчас ему уже не придется общаться со своими музыкальными кумирами.