Не заигрывает ли мировое сообщество с призраком еще одного нефтяного шока? Во всяком случае, такую угрозу озвучивает Иран – с тех пор, как западные страны в лице США, Франции, Великобритании и Германии рассматривают возможность введения эмбарго на экспорт сырой нефти, чтобы заставить Исламскую республику заморозить ядерную программу. Иран (особенно после недавнего доклада МАГАТЭ – прим. ред.) подозревают в создании ядерного оружия.
Очередная операция по устрашению международного сообщества, которая, далеко не убедила Иран сесть за стол переговоров, а скорее, окончательно сорвала у него крышу. Первый иранский вице-президент Мохаммад Реза Рахими 27 декабря предупредил, что его страна не побоится перекрыть Ормузский пролив – один из наиболее стратегически удачно расположенных морских коридоров на планете, по которому проходит почти 40% мирового морского нефтяного трафика – если западные страны приведут свои санкции в исполнение.
Читайте еще: Нефтяной бум? Вряд ли
«Закрыть пролив иранским вооруженным силам очень просто […]. Он полностью под нашим контролем […]. [Его закрыть], это как стакан воды выпить, как говорится на персидском языке», - заявил в среду 28 декабря адмирал Хабиболла Сайари, выступая на англоязычном телеканале Press-TV.
Иранский блеф
Это заявление не только подняло легкую панику на нефтяных рынках – вызвав в среду резкий подъем цен на нефть до 100 долларов за баррель на Нью-Йоркской бирже – но также привело к быстрому росту напряженности в Персидском заливе.
Есть ли у Ирана на самом деле реальная возможность привести свою угрозу в исполнение? Нет ничего более спорного, считает специалист по Ирану и научный директор Национального центра научных исследований, CNRS Бернар Уркад (Bernard Hourcade). По его мнению, Тегеран просто блефует. Во-первых, поясняет он, исламская республика не имеет никаких особых прав на этот длинный морской коридор. «Статус Персидского залива довольно своеобразен; условия навигации в его водах строго определены и регламентированы. Все страны имеют право пересекать Ормузский пролив», - напоминает специалист.
Еще по теме: Почему Обама боится атаковать Иран
Аргумент, который Франция пытается довести до сознания в этой «нефтяной войне», состоит в том, что «Ормузский пролив имеет международный статус. И, следовательно, все суда под любым флагом имеют право проходить через него, в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву от 1982 года, и в соответствии с обычным международным морским правом». Об этом говорится в сообщении французского МИДа. Несоблюдение международного права способствовало бы еще большей изоляции Ирана в его регионе и блокированию коридора, которым регулярно пользуются Саудовская Аравия, Кувейт и Катар.
Слабая способность к агрессии
Самое главное, настаивает Бернар Уркад, если Иран будет упорствовать в своей браваде, он же только сам себя накажет. Несмотря на его последние военно-морские маневры вокруг пролива, «чтобы побряцать оружием», и даже если страна располагает хорошим военным флотом – и значительным арсеналом оружия, в том числе и минами, - «ее способность к агрессии довольна ограничена по сравнению с американскими силами», продолжает свой анализ исследователь. И добавляет: «Мы присутствуем при дипломатическом обмене жестами, проявлениях психологической войны, и легко угадать, кто окажется в ней проигравшим».
Еще по теме: На Ближнем Востоке назревает холодная война с Ираном
США сохраняют в Заливе мощное военно-морское присутствие: в Бахрейне базируется Пятый американский флот. Мощности сил американцев, вкупе с возможностями других иностранных держав, «намного превышают возможности иранской армии», считает Бернар Уркад. И Вашингтон полностью отдает себе отчет в этом превосходстве. «Нарушения морского трафика в Ормузском заливе недопустимы», - заявил официальный представитель Пентагона Джордж Литтл (George Little). Эта угроза способна обернуться полной военной расправой с Тегераном, если такой вопрос действительно встанет. «США понадобилось бы всего несколько часов, чтобы разблокировать залив», - продолжает специалист.
Однако не удивительно, что Тегеран решил стукнуть кулаком по столу. Являясь четвертым в мире экспортером черного золота, Иран и впрямь не может позволить поставить крест на своих доходах от экспорта сырой нефти. «Исламская республика экспортирует 2,2 миллиона баррелей нефти в день, что дает около 100 миллиардов нефтяных долларов в год», - напоминает корреспондент AFP в Тегеране Сявош Гази (Siaviosh Ghazi), с которым удалось связаться нашему телеканалу. Страна продает свою нефть развивающимся странам, Китаю и Индии, а также Японии – государствам, которые очень сильно зависят от экспорта нефти. «Эмбарго имело бы тяжелые финансовые последствия - нефть играет жизненно важную роль для этой страны», - подытоживает журналист.