Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

«Железная леди» скучна и небрежна

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Как и биографическая драма Клинта Иствуда «Дж. Эдгар» до него, фильм "Железная леди" не удался, отчасти из-за попытки полностью раскрыть жизнь противоречивой исторической личности на примере скучного и посредственного периода в ее жизни, а отчасти из-за попыток приукрасить то, что она совершила.

 

Как и биографическая драма Клинта Иствуда «Дж. Эдгар» до него, фильм Филлиды Ло (по сценарию «Стыда» Эби Морган) не удался, отчасти из-за попытки полностью раскрыть жизнь противоречивой исторической личности  на примере скучного и посредственного периода в ее жизни, а отчасти из-за попыток приукрасить то, что она совершила.

 

В нашем случае главной героиней стала Маргарет Тэтчер, великая первая (и до сих пор единственная) женщина премьер-министр Великобритании и первая в истории женщина-глава западного индустриализированного государства.

 

Ее путь к вершине от дочери бакалейщика до главы одного из самых мощных государств на Земле похож на сказку. Именно ее история, вероятно, заставила многих женщин по всему миру пересмотреть свое положение в обществе. К сожалению, фильм «Железная леди» вовсе не является тем воодушевляющим феминистским призывом к действию, каким он может показаться на первый взгляд.

 

В действительности, он стал чем-то совершенно противоположным.

 

В нем Тэтчер изображена как одинокий женский голос, противостоящий армии ревущих и гогочущих мужчин-членов парламента, и поэтому любой из них, кто высказывается против нее, должно быть, по определению становится женоненавистническим троглодитом. Все речи оппозиционных членов парламента превращаются в фильме в сексистские  выпады (которых, я уверен, прозвучало много в адрес Тэтчер), однако тот факт, что за всеми этими унизительными комментариями и свистом (не говоря уже о речах оппозиции, целью которых не был ее пол) на самом деле скрывалась политическая подоплека, практически совершенно не принимается в расчет.

 

В одном из наиболее раздражающих эпизодов фильма материал со сценами народных беспорядков и лондонских улиц, заваленных мусором из-за забастовки работников санитарной службы города, и воодушевленные консервативные речи Тэтчер накладываются друг на друга – намек на то, что, если вы не с Тэтчер, альтернативой для вас будет хаос и насилие.

 

Хотя этот фильм не настолько потрясающе плох как «Дж. Гувер», он все же страдает теми же недостатками агиографии, что и последний. Несмотря на то, что Тэтчер, без сомнения, достойна восхищения, поскольку она была сильной женщиной, прорвавшейся сквозь столетия мужской мировой политики, многие также считают ее ответственной за львиную долю ошибок, совершенных по отношению к британскому обществу, за политических заключенных и, что спорно, за поражение военно-морского флота Аргентины.

 

Критика в адрес Тэтчер звучала в связи с ее жесткой позицией по отношению к Северной Ирландии, несколькими разрушительными забастовками рабочих и ее решением в 1982 году вступить в войну с Аргентиной из-за вторжения последней на территорию Фолклендских островов, принадлежащих Британии.

 

Из всего перечисленного в фильме подробно рассматривается только эпизод с Фолклендскими островами (если не считать выше упомянутых фильмотечных материалов), и достоверность показанного в фильме материала весьма спорна. Для фильма о, вероятно, самой влиятельной женщине-политическом деятеле со времен Королевы Елизаветы I «Железная леди» до абсурда лишена политического содержания.

 

Еще одна общая черта фильма «Железная леди» и выше упомянутой драмы Иствуда это то, что он, в общем и целом, очень скучный и, более того, весьма отвлеченный. Мы имеем дело с женщиной, которая жила и правила во времена социальных и политических переворотов не только в Великобритании, но и во всем мире, но в фильме об этом практически не упоминается, а то, что все-таки иногда  упоминается,  не соответствует общепринятой правде. То, что события фильма представлены как воспоминания человека, разум которого все больше заволакивает туман, все равно его не оправдывает.

 

Среди всех недостатков «Железная леди» обладает одним неоспоримым достоинством – это исключительная игра Мерил Стрип. Она попала в точку своим акцентом и выглядела очень похожей.  Однако как бы ни были замечательны ее черты, это, в конце концов, вопрос чисто косметический. Что на самом деле отличает Стрип от других актеров в этом фильме это ее мимика, жестикуляция и голос.

 

Играя Тэтчер в ее зрелые годы (ей было 54 года, когда ее избрали премьер-министром), Стрип в действительности играла женщину, на 6 лет моложе самой себя, но об этом невозможно догадаться, учитывая довольно тяжеловесную и консервативную манеру поведения ее персонажа. Именно поэтому Стрип пришлось серьезно потрудиться, чтобы сыграть женщину, заслужившую прозвище «железной леди», которая произносила речи и один на один встречалась как со своими  противниками из партии лейбористов, так и со своим уходящим на второй план мужем, сэром Денисом Тэтчером (блистательный Джим Бродбенд).

 

Однако именно стареющую Тэтчер, временами путающуюся в мыслях, Стрип сыграла невероятно искусно и трогательно. Она сжимается, сутулится и бродит бесцельно, ей чудится призрак ее давно умершего мужа, и она продолжает спорить с ним,  но в ней все равно живы черты более молодого, энергичного и пламенного политика, каким она была в 1980-е годы. Она превратилась в полубезумную женщину, медленно погружающуюся в старость и осознающую это. Временами ее образ становится душераздирающим.

 

«Железной леди» присвоили категорию  PG-13 (настоятельное предостережение родителям). Мне трудно поверить, что кто-либо младше 30 лет может хоть немного заинтересоваться этим фильмом, поэтому родителей просто не о чем «предостерегать».