Мы, американцы, обычно легкомысленно относимся к нашим президентским кампаниям. Мы видим в них материал для телешоу, и нас настолько зачаровывают бесконечные опросы общественного мнения, что на кандидатов мы начинаем смотреть как на скаковых лошадей, приближающихся к финишу.
Но у людей во многих других странах мира американская президентская кампания вызывает изумление. Никаких войск на улицах. Нарушения при голосовании случаются, но далеко не в тех масштабах, какие отмечаются в других странах. А когда завершается голосование, наступает упорядоченная передача власти (с немногочисленными недостатками, как это было в 2000 году).
Данный процесс бесценен как инструмент публичной дипломатии, но каким образом его следует представлять? Как-то раз я побывал на приеме в одной ближневосточной стране в день выборов. На нем ревностный американский дипломат вел дискуссию о роли американского вице-президента. Я думал, что участники дискуссии своим храпом заглушат выступавшего дипломата.
Надо действовать не так. Людям во всем мире интересен американский опыт, но лишь в том плане, как он может повлиять на их собственные жизни. Вот почему так обескуражили обыски египетской полиции в офисах американских и прочих неправительственных организаций, которые помогают египтянам налаживать избирательный процесс.
Такие действия из арсенала силовой тактики отнюдь не способствуют усилиям Египта по превращению в лидера данного региона, где так сильны демократические устремления, и Соединенные Штаты совершенно справедливо выступили с решительным протестом. Преодолевая подобные обструкции, Америка должна подавать пример в следующем:
• Делать так, чтобы зарубежные средства массовой информации детально освещали выборы в США. Некоторые информационные агентства, такие как Al Jazeera, уже делают это, причем весьма неплохо. Но надо давать больше возможностей для выступлений политиков, ученых и прочих специалистов, которые могут объяснить этот процесс. Глобальные новостные СМИ улучшают качество своей журналистики и повышают свое политическое влияние. И публичная дипломатия не должна от них отставать.
• Использовать вебсайты и социальные СМИ, чтобы вступать в контакт с реформаторами во всем мире. Хотя «арабское пробуждение» в прошлом году привлекло к себе наибольшее внимание, активисты из Азии, из Африки южнее Сахары и из других мест также ведут активную работу по изменению своих политических систем. Избирательный процесс в США является для них одним из образцов и примеров, и им нужна информация обо всем, от поиска кандидатов до проведения голосования. Интерактивное и инновационное онлайновое общение по вопросам американской политики особенно важно для нового поколения, которое будет определять будущее своих стран. И налаживание связи и контакта с этим поколением имеет полезное и важное значение для расширения обменов.
Прилагая все эти усилия, не надо выдвигать в качестве лозунга заявления типа «Посмотрите, какая великая страна Америка». Скорее, призыв должен звучать иначе: «Ищите пути и способы, при помощи которых вы сможете приспособить политический процесс в США к потребностям вашей собственной страны». Этим будет подчеркиваться упор американской общественной дипломатии на оказание услуг, а не на саморекламу.
Президентская кампания 2012 года в США, а также выборы на другие посты вполне могут воодушевить людей других стран мира гораздо больше, чем самих американцев. Хотя американцы, к сожалению, воспринимают свою политическую систему как нечто само собой разумеющееся, она остается образцом и примером, способным укрепить позиции Америки во всем мире. Госдепартамент США, проявляющий готовность упорно работать над такими вопросами, должен в полной мере воспользоваться возможностями публичной дипломатии в этот год выборов.
Филип Сейб – директор Центра публичной дипломатии (Center on Public Diplomacy) Университета Южной Калифорнии.