У Калифорнии возникли проблемы со смертной казнью. Она ни разу не осуществляла ее с 2006 года, когда федеральный суд решил, что метод смертельной инъекции не годится, так как она может вызывать излишние страдания. Штат пять лет искал более подходящий метод, но в прошлом месяце судья отверг и его. В какой тупик зашла система смертной казни в Калифорнии показывает, например, тот факт, что заключенный, в связи с которым был поднят вопрос о смертельной инъекции, ждет исполнения приговора уже 24 года.
Так дела обстоят не только в этом штате. В прошлом месяце Информационный центр по смертной казни сообщил, что в 2011 году резко снизилось число новых смертных приговоров. Впервые за десятилетия по стране их было вынесено меньше 100. По информации центра падает также число самих казней – с 1999 года оно сократилось на 56%.
Долгое время казалось, что смертная казнь исчезнет в США, когда Верховный суд примет судьбоносное решение и признает ее неконституционной во всех случаях. Однако происходит все иначе. Похоже, она будет отменна снизу, а не сверху. Сейчас губернаторы, законодательные собрания, судьи и присяжные перестают ее поддерживать.
Отправной точкой этого общественного движения стал Иллинойс. В 2000 году его губернатор-республиканец ввел мораторий на исполнение смертных приговоров после того, как несколько заключенных из камер смертников оказались невиновными. В начале 2011 года губернатор-демократ подписал принятый законодательным собранием закон, отменяющий смертную казнь.
Иллинойс, впрочем, - только часть небольшого бума отмены смертной казни на уровне штатов. Нью-Джерси отказался от смертной казни в 2007 году. Нью-Мексико - в 2009 году. Всего сейчас смертной казни нет в 16 штатах — примерно на одной трети территории страны. При этом даже в штатах, сохранивших смертную казнь, ее дела плохи. В прошлом году губернатор Орегона наложил мораторий на исполнение всех смертных приговоров в своем штате, заявив, что существующая система «не соответствует базовым стандартам правосудия». Прочие губернаторы предпочитают более избирательный подход. Так в сентябре губернатор Огайо Джон Касич (John Kasich) – консервативный республиканец, одно время ведший программу на Fox News, отменил смертный приговор осужденному убийце. Причиной для смягчения наказания, по словам губернатора, было то, что осужденный был очень молод, когда совершил преступление, и что у него было трудное детство.
Мы движемся к фактическому отказу от смертной казни по нескольким причинам. Во-первых, это связано с растущим количеством приговоренных к смертной казни, которых в итоге оправдывают. С 1973 года, по данным Информационного центра по смертной казни, их было 139, и это число продолжает расти. Даже многие из тех, кто теоретически поддерживает смертную казнь, начинают колебаться, столкнувшись с очевидными доказательствами того, что к смерти приговаривают невиновных.
Еще один фактор - стоимость. С деньгами в наши дни трудно, поэтому все больше внимания уделяется тому, как дорого обходятся дела о смертной казни. По данным исследования, проведенного в 2008 году, Калифорния потратила на эти процессы 137 миллионов долларов— неплохая сумма, особенно, если учесть, что никого так и не казнили.
Затем существует фактор отвращения. В другие времена казни были публичными зрелищами, на которые приходили смотреть толпы людей. Однако сейчас мы стали более чувствительными. Огайо на краткое время наложил мораторий на смертную казнь в 2009 году, после отвратительного эпизода с двумя техниками, которые два часа безуспешно пытались найти вену, чтобы осуществить смертельную инъекцию.
Судя по данным опросов, общество еще не повернулось против смертной казни, однако ее поддержка сокращается. В 1994 году 80% респондентов, опрошенных Институтом Гэллапа, заявили, что они выступают за смертную казнь для тех, кто был признан виновными в убийствах. В 2001 году так считал только 61%. В ходе опросов, в которых респондентам предлагали выбрать между смертным приговором и пожизненным сроком без досрочного освобождения и помилования, большинство выбрало второй вариант.
Многие противники смертной казни по-прежнему надеются на кардинальное решение Верховного суда, и невозможно отрицать, что оно имело бы уникальную силу. Пять судей буквально росчерком пера могли бы покончить со смертной казнью по всей стране. Однако у постепенной отмены снизу есть свои преимущества. То, что мы сейчас видим – это не результат действий небольшой группки судей, определяющих политику, это результат постепенной утраты массами американцев готовности отправлять людей на казнь.
Адам Коэн – автор книги «Бояться нечего: внутренний круг Франклина Рузвельта и сто дней, которые создали современную Америку» («Nothing to Fear: FDR's Inner Circle and the Hundred Days that Created Modern America»), преподает в Йельской школе права. Взгляды, выраженные в статье, отражают исключительно его позицию.