Принадлежащий государству российский «Сбербанк» не отказывается от планов внедрения в банковский сектор Польши. По информации, которую удалось получить Rzeczpospolita, 28 ноября 2011 года россияне обратились в польскую Комиссию по финансовому надзору (КФН) с просьбой согласовать встречу, на которой они могли бы представить, в частности, свои детальные планы. Ранее, в октябре прошлого года, они сообщали о них Комиссии в письменном виде. Именно Комиссия должна выдать россиянам разрешение начать деятельность.
Встреча еще до сих пор не состоялась. Пресс-секретарь КФН Лукаш Дайнович (Łukasz Dajnowicz), ссылаясь на служебную тайну, не стал отвечать на вопрос, состоится ли она, а если да, то когда. По нашей неофициальной информации, Комиссия ждет рекомендаций от Агентства внутренней безопасности. Просьба дать этому делу оценку была направлена 12 декабря прошлого года генералу Кшиштофу Бондарику (Krzysztof Bondaryk).
«Вопрос входа россиян на польский рынок неоднозначен. Комиссия хотела бы быть полностью прозрачной и сотрудничать со спецслужбами, чтобы избежать каких-либо обвинений», - объяснил нам собеседник из КФН. Само Агентство данное дело не комментирует и не сообщает, когда оно даст ответ.
Стратегия «Сбербанка», как и других государственных российских предприятий, считается элементом политики Кремля. Она заключается в экспансии в ключевых для России странах бывшего СССР, а также Восточной и Центральной Европы, в т.ч. Польше. Сам глава банка Герман Греф много лет пользуется доверием правящего в России дуэта: президента Дмитрия Медведева и премьера Владимира Путина.
О планах завоевания «Сбербанком» польского банковского сектора официально начали говорить в 2011 году. Тогда появилась информация, что он хотел бы, в частности, купить банк Millennium и Alior Bank. Для этих целей россияне наняли юридическое бюро, иностранный инвестиционный банк и PR-агентство.
«Польша – не единственная страна, где появились вопросы касательно прихода российского капитала. Аналогично было в Германии или Великобритании», - сказал Rzeczpospolita бывший глава Агентства внутренней безопасности Анджей Барчиковский (Andrzej Barcikowski), являющийся сейчас директором Национального банка Польши. Он подчеркнул, что для принятия решения по этому вопросу необходим тщательный анализ.
«Сбербанк», однако, действует в двух направлениях. С одной стороны, он ходатайствует перед КФН о возможности официально начать деятельность, а с другой, он уже присутствует в Польше. В конце 2009 года он приобрел за сумму в около 280 миллионов долларов ведущий белорусский банк - БПС-Банк, который с 2003 года имеет свое польское представительство. В соответствии с банковским правом, такое представительство не ведет финансовой деятельности, но занимается, например, «урегулированием порученных представительству банком дел в польских официальных учреждениях и ведомствах» и работает в «сфере рекламы и продвижения».
«Мы также оказываем посреднические услуги между польскими и белорусскими компаниями», - объяснил в разговоре с Rzeczpospolita руководитель польского представительства ОАО «БПС-Сбербанк» Франц Довнар (Franc Downar) – бывший торговый советник посольства Белоруссии в Варшаве. Он подчеркивает, что после покупки белорусского банка «Сбербанком» рамки этого посредничества расширились на другие странные Восточной Европы, например Украину и Румынию.
Довнар сообщил, что в последние два года «Сбербанк» не проводил через представительство белорусского банка никаких операций, и подчеркнул, что россияне интересовались лишь техническими вопросами, связанными например, с тем, как начать работу в Польше.
«Комиссия по финансовому надзору раз в полгода получает от представительства краткие сведения, касающиеся его финансов (сальдо доходов и расходов, данные об основных фондах, которыми располагает представительство) и работников», - перечисляет Дайнович.
Официально россияне сообщили КФН о покупке БПС-Банка спустя несколько месяцев после сделки – 11 марта 2010 года, они также сменили его на звание на «БПС-Сбербанк».