В США всерьез приступили к подготовке к президентским выборам. Завтра республиканцы штата Нью-Гемпшир путем голосования определят, кого они хотят видеть своим кандидатом, который бросит вызов на ноябрьских выборах Бараку Обаме. Если, как ожидается, победа достанется Митту Ромни (Mitt Romney), как это произошло на прошлой неделе в штате Айова, то он с большой долей вероятности станет кандидатом от Республиканской партии. Что же нам известно о действиях, которые может предпринять потенциальный президент Ромни в Евразии?
А известно нам немного. Одной из главных подсказок в этом отношении способна служить его риторика в отношении России, носящая (что неудивительно) враждебный характер. Вот что можно почерпнуть из доклада по внешнеполитическим вопросам его предвыборного штаба (pdf):
«По вступлению в должность Митт Ромни намерен произвести «перезагрузку» «политики перезагрузки». Он будет проводить стратегию, направленную на сдерживание агрессивного и экспансионистского поведения России, приветствуя проведение демократических политико-экономических реформ».
Читайте еще: Внешнеполитическое фиаско Обамы
Двумя самыми серьезными последствиями политики "перезагрузки" на Кавказе и в Центральной Азии стали: 1) США заручились содействием России в вопросе функционирования Северной сети поставок (ССП) – транспортной артерии, по которой осуществляется доставка военных грузов в Афганистан. 2) Вашингтон несколько дистанцировался от Грузию (по крайней мере, по сравнению с энергичным сближением, имевшим место при предшественнике Барака Обамы, президенте Буше).
По словам Ромни, он займет гораздо менее примирительную позицию в вопросе ПРО по сравнению с Бараком Обамой, что может поставить под угрозу функционирование Северной сети поставок (Россия неоднократно давала понять, что эти два вопроса взаимосвязаны). Рискнет ли Ромни пойти на такой шаг? Кое-кто не без оснований может заявить, что создание противоракетного щита, окружающего Россию, было бы намного полезнее для США в долгосрочной перспективе, нежели транспортный коридор, ведущий к театру военных действий, судьба которого уже предрешена, раз США в любом случае будут выводить оттуда свои войска к 2014 году. Но военные советники, без сомнения, станут призывать его не предпринимать шагов, могущих поставить под угрозу функционирование ССП.
Еще по теме: Леон Панетта считает, что США должны быть готовы сразу к нескольким военным конфликтам
Любопытно, что в российской риторике Ромни совершенно не упоминается Грузия. Грузия и Михаил Саакашвили являются героями большинства американских русофобов (таких как республиканский кандидат 2008 года Джон Маккейн), однако в программе Ромни, говорящей об угрозе «экспансионистского поведения» со стороны России Грузия не упоминается вовсе. Более того, на своем вебсайте он высказывает предположение, что объектом российской агрессии станет, как это ни невероятно, Центральная Азия. Политика администрации Ромни, таким образом, будет заключаться:
«В сдерживании российских амбиций на южном направлении путем укрепления дипломатических связей, активизации военной подготовки и военной помощи, заключения торговых соглашений и осуществления программ обмена в сфере образования с государствами Центральной Азии».
В своем блоге Марк Адоманис (Mark Adomanis) отмечает внутреннее противоречие, присущее предложенному Ромни подходу по установлению партнерских отношений со странами Центральной Азии при одновременном неприятии российского "авторитаризма". Кроме того, любопытен и факт замалчивания грузинского вопроса. Не углубляясь во внешнеполитическую программу Ромни, в которой России и сопредельным государствам уделено всего четыре параграфа, можно ли это считать признаком того, что грузинская звезда клонится к закату даже среди русофобов, а активная поддержка Грузии и Саакашвили знаменует собой политический проигрыш? Есть над чем подумать.