«Лукашенко намерен де-факто национализировать интернет в своей стране», — написала на днях итальянская La Stampa. В подобном духе прокомментировали отдельные изменения в белорусском законодательстве и другие зарубежные СМИ.
Сенсация оказалась дутой, но, отмечают эксперты, нет дыма без огня. Белорусские власти действительно берут Байнет под все более плотный контроль. И пользователи, имея горький опыт, в любой момент готовы ожидать подвоха от государственных структур, спецслужб.
Поводом же для громких публикаций стало то, что с 6 января в Белоруссии вступили в силу изменения и дополнения в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) и Процессуально-исполнительный кодекс об административных правонарушениях (ПИКоАП), предусматривающие административную ответственность за нарушение требований по использованию национального сегмента интернета.
Читайте еще: Белоруссия - последняя диктатура Европы
Так, согласно статье 22.16. КоАП, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо могут быть оштрафованы в размере от десяти до тридцати базовых величин за «осуществление деятельности по реализации товаров, выполнению работ, оказанию услуг на территории Республики Беларусь с использованием информационных сетей, систем и ресурсов, имеющих подключение к сети интернет, не размещенных на территории Республики Беларусь и (или) не зарегистрированных в установленном порядке».
Кроме того, «нарушение требований законодательных актов по осуществлению идентификации абонентских устройств при оказании интернет-услуг и (или) пользователей интернет-услуг в пунктах коллективного пользования интернет-услугами, учету и хранению сведений об абонентских устройствах, персональных данных пользователей интернет-услуг, а также сведений об оказанных интернет-услугах влечет наложение штрафа в размере от пяти до пятнадцати базовых величин».
А нарушение требований законодательства по ограничению доступа пользователей интернет-услуг к «информации, запрещенной к распространению в соответствии с законодательными актами, влечет наложение штрафа на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо в размере от десяти до тридцати базовых величин».
Как видим, речь идет о штрафах для предпринимателей и коммерческих фирм, а также провайдеров. При этом никто не собирается наказывать отдельных граждан за лазание по всемирной паутине и отсекать белорусов от всего массива зарубежных сайтов, вопреки утверждению упомянутой La Stampa, что с 6 января «граждане маленькой республики не смогут посещать иностранные сайты, серверы которых расположены за пределами национальных границ».
По сути, эти поправки — лишь уточнение ответственности за нарушение требований, прописанных еще в президентском указе № 60 от 1 февраля 2010 года, который фигурировал в прессе как «указ о регламентации интернета». «С 6 января, согласно поправкам в КоАП, у нас начали действовать всего лишь штрафы. Никакие новые запреты с 6 января не вводились», — отмечает медиаэксперт Павлюк Быковский.
Еще по теме: Повторится ли нефтяной кризис между Белоруссией и Россией?
Версия о том, что в Белоруссии запретят «иностранный интернет», стала гулять, как предполагает Быковский, из-за недосказанности в КоАП и засекреченности черного списка сайтов: «Из поправок в кодекс не вполне понятно, кого и за что будут штрафовать. Кроме того, никто ведь не знает, какие именно ресурсы запрещены в Беларуси. А в КоАП сказано лишь, что будет такая-то ответственность за такие-то действия. И поскольку Беларусью за границей реально мало кто занимается, версия о запрете зарубежных сайтов получила распространение».
Напомним, что, в частности, библиотека Конгресса США разместила у себя на сайте следующее сообщение, на которое впоследствии ссылались многие западные СМИ: «Новый закон ограничивает посещение и/или использование иностранных сайтов белорусскими гражданами и резидентами».
Оперативно-аналитический центр (ОАЦ) при президенте Беларуси — структура, которой указом № 60 отведена ключевая роль в регламентации Байнета — вынужден был в итоге оправдываться.
В ОАЦ заявили, что каких-либо ограничений в плане пользования интернет-ресурсами для граждан не предусматривается, их доступ к зарубежным сайтам не ограничивается.
В частности, подчеркнуто, что «законодательство не препятствует деятельности белорусских субъектов хозяйствования по реализации товаров, выполнению работ и оказанию услуг за пределами Республики Беларусь с использованием зарубежных интернет-ресурсов. К административной ответственности могут привлекаться только юридические лица и индивидуальные предприниматели Республики Беларусь за осуществление на ее территории деятельности по реализации товаров, выполнению работ и оказанию услуг с использованием интернет-ресурсов, расположенных за пределами национального сегмента сети интернет».
Независимые комментаторы отмечают: на сей раз власти пострадали из-за укоренившейся репутации врагов интернета, а также из-за неумения обеспечивать своевременный пиар своим решениям. ОАЦ — одна из самых закрытых в Беларуси структур.
Однако и после всех обсуждений и пояснений остается много вопросов. Так, до сих пор существуют разные мнения о том, все ли белорусские сайты должны переходить на национальный хостинг.
«Одни юристы считают, что без перехода на белорусский хостинг компании нарушают указ № 60, другие — что если с некоего конкретного ресурса не оказываются платные услуги для белорусов, то нарушения нет, — поясняет Быковский. — Пока нет практики, по которой можно было бы судить, как это будет реально расцениваться властями».
Также разночтения могут появиться и в случаях с сайтами иностранных юридических лиц. «Если у них нет представительства в Беларуси, то они просто игнорируют этот указ и поправки в КоАП. Если представительство есть, возникают сложности, потому что на этот вопрос белорусские чиновники не смогли дать адекватного ответа», — отмечает эксперт.
Стоит заметить, что в контексте введения штрафов за нарушение положений указа № 60 некоторые провайдеры, похоже, переусердствовали. Так, например, после сигнала правозащитников из Солигорска оператор сотовой связи «БелСел» признал, что было «несколько случаев» блокировки сайтов без разрешения пользователей. А в пятизвездочном столичном отеле «Европа» заблокированными оказались даже социальные сети.
О случаях перегибов, когда «отрубаются» нужные для работы сайты, сообщалось из ряда государственных организаций. В то же время есть информация, что в некоторых госорганизациях Минска и Могилева до сих пор остается доступ к ресурсам из черного списка.
Эксперты объясняют как излишнее рвение одних провайдеров и администраций госорганизаций, так и бездействие других несовершенством формулировок самого указа № 60 и поправок в КоАП, а также банальным отсутствием практики в этой области.
«Кроме того, большое количество людей, которые принимают решения в этой сфере, не понимают, как работает интернет, — считает Быковский. — В перспективе все будет выглядеть так: если правоприменители сделают обществу «больно» и общество об этом заявит, то практика будет изменена, если сигнала о «боли» не будет, то практика продолжит двигаться в том же сумбурном направлении, даже если она будет неэффективна».
Таким образом, очевидно, что хоть и формулировки нормативных актов, и следование им со стороны исполнителей порой оставляют желать лучшего, меры по регулированию Байнета драконовскими назвать трудно. Во всяком случае, пока.
Вместе с тем эксперты рекомендуют обратить внимание на общую тенденцию к все большему ужесточению регулирования интернета в Беларуси.
По словам Андрея Бастунца, юриста и заместителя председателя Белорусской ассоциации журналистов (БАЖ), беспокойство вызвано не столько поправками в КоАП в развитие указа № 60, сколько самой тенденцией: «Мы видим, что законодательство в сфере интернета постепенно идет в сторону ужесточения. Вначале появляется указ № 60, затем — более десятка правовых актов в его развитие, сейчас появляется административная ответственность за нарушение требований указа. Мы инстинктивно чувствуем опасность, чувствуем, что свободное пространство постепенно сужается».
Читайте еще: Реальные и мнимые угрозы белорусско-российских отношений
Наиболее явно это видно на примере так называемых черных списков сайтов с нежелательным (заметьте, в трактовке властей!) контентом. Ныне известно, что в списке ограниченного доступа уже около 60 сайтов. Среди них общественно-политические ресурсы «Хартия'97», «Белорусский партизан», правозащитный spring96.org, связанные с обменом валют prokopovich.net и prokopovi.ch, блог Евгения Липковича, а также отдельные порносайты либо сайты террористического характера.
Примечательно, что до сих пор точные списки запрещенного доступа общественности не известны. Это прерогатива прокуратуры, МВД и КГБ, которые пополняют данные списки, а также провайдеров, которые закрывают доступ к попавшим в немилость ресурсам.
«Гласность деятельности государственных органов — один из главных постулатов работы государства. А у нас гласности никакой нет, — говорит об этом Бастунец. — Да и сама процедура отнесения тех или иных сайтов к запрещенным — тоже вызывает большие вопросы».
Впрочем, еще большую опасность, по словам эксперта, представляют собой не правовые ограничения, а те «неправовые средства, к которым прибегают, скорее всего, государственные структуры».
Как отметил Бастунец, «это и периодическая блокировка целого ряда оппозиционных сайтов, и хакерские атаки на них, и вскрытие паролей. Мне это представляется большей угрозой для интернета, чем правовые ограничения. Впрочем, эти два процесса развиваются параллельно и вместе ограничивают свободу в интернете».
Напомним, в конце декабря минувшего года были взломаны резко критикующий власти сайт «Хартия-97» и сайт IT-новостей electroname.com. Неизвестные удалили часть контента обоих сайтов.
На днях electroname.com опубликовал свою версию расследования взлома, согласно которой «под негласным контролем белорусских спецслужб длительное время находились компьютеры, а также личная переписка через Skype, электронную почту и социальные сети не только некоторых работников хартийской редакции, но и известных белорусских журналистов, политиков, общественных деятелей, активистов». В КГБ отказались комментировать эту версию.
Между тем, по мнению экспертов, белорусским властям следует всерьез задуматься о своем имидже в связи с политикой в сфере интернета.
«Даже довольно невинные изменения в КоАП — невинные, потому что они никаких новых ограничений не установили — вызвали шквал публикаций, обсуждения и безусловно негативно повлияли на образ Беларуси, — высказал мнение Андрей Бастунец. — И если будут предприниматься какие-то более жесткие действия по установлению контроля за интернет-пространством, ограничению свободы в нем, то это самым негативным образом отразится на имидже Белоруссии и как субъекта политики, и как субъекта экономики».
Как замечает зампред БАЖ, нельзя говорить, что Белоруссия в сфере интернета движется по пути Северной Кореи: «Не думаю, что возникновение второй Северной Кореи возможно здесь и сейчас. Мы идем своим путем. Но этот путь тоже не вызывает оптимизма».