Каждый год, в начале января, с приближением Дня защитника свободы, слышна жалобная песнь вопрошающих: а за такую ли Литву мы боролись, и сравнивающих какие-нибудь парадоксы сегодняшних дней с жертвой 13 января.
Поэтому начну с того, что 13 января, по моему мнению, было уникальным событием, и ничего похожего на него в нашей тысячелетней истории не было, нет и не будет.
Воля безоружных людей – не отступать и защищать свою свободу – оказалась сильнее армии тоталитарного государства, полвека устрашавшей мир. После этой ночи даже сами агрессоры поняли, что поработить и справиться с этими людьми невозможно. И когда псевдогерои наших дней пытаются придать большое значение своей междоусобной грызне и сравнивать ее с 13 января, вся их наивность становится очевидной для окружающих.
Читайте также: Литва понемногу выбирается из тисков "Газпрома"
Все сокращения и увеличения пенсий и пособий, все дела о педофилии и кедофилии, все недоразумения, с которыми мы сталкиваемся ежедневно, при сравнении устами демагогов с 13 января вдруг становятся такими незначительными мелочами, что невольно начинаешь жалеть сравнивающих, и как будто за них и стыдно становится.
А сейчас вернемся к Литве, за которую, как кто-то говорит, боролся. Не буду считать поместились бы физически у телебашни и парламента все те, кто сейчас заявляет, что в январе 1991 года находились там. Пусть это будет на их совести. Не ограничился бы только совестью в случае с теми активистами Социалистического народного фронта, которые стали свидетелями по делу Альгирдаса Палецкиса и спустя 20 лет пытаются переписать историю, прибегая к лжи, чтобы выгородить своего лидера. Слишком много людей помнят эти события так, словно все это случилось вчера, чтобы такую ложь можно было стерпеть.
«Не за такую Литву боролись», - говорят чаще всего те, кто тогда сидел в своей квартире на полученной по распределению мягкой мебели и ждали, чем все это закончится, кто победит… Ну, и один другой из находившихся там, но уже хорошо не помнящий, о чем он тогда думал. Ведь у каждого было свое планы на будущее. И вряд ли кто-нибудь надеялся, что все останутся довольными: и повязывающий вместо галстука тканую ленту старичок, который с школьных времен остался верен идее национального авторитаризма, и раскормившая свое тело дефицитами заведующая отделом в тогда еще неприватизированном универмаге, и другие.
Поэтому сейчас, глядя на листок календаря с датой 21 годовщины январских событий, отложив в строну пропагандистские предвыборные лозунги, мы должны признать, что та Литва, которую нам всем удалось создать, превосходит множество тех ожиданий. Уже только то, что проезжая через когда-то охраняемую вооруженными военными и огражденную колючей проволокой границу, сейчас вы даже не обязаны останавливаться, а не найдя работу на родине, можете трудоустроиться за границей, которую раньше даже по телевизору показывали, дает пьянящее чувство свободы.
Еще по теме: Жители Литвы разочаровались в демократии и капитализме
Оглядевшись открытым взором, увидим новые улицы и тротуары, яркие торгово-развлекательные центры, выросшие кварталы индивидуальных домов вокруг городов, не такие уж и старые автомобили немецкого и японского производства во дворах… Что с нами произошло, если все нажитое мы воспринимаем как само собой разумеющееся, и тут же жалуемся, что за ту же работу немец или норвежец получают в несколько раз больше, а белорус платит за отопление в несколько раз меньше.
Ну и пусть, чтобы я ни писал, критикуя власть перед выборами, все равно будете кричать, как мыши в Dviračio šou (юмористическая передача – прим. ред.), что «Кубилюс загнал Литву», но хотя бы оставшись один на один с текстом на бумаге или экране, наберитесь смелости признать, что за тысячелетнюю историю Литвы здесь никогда так хорошо не жилось, как сейчас.
Когда не боишься, что тебя загрызет дикий зверь, убьет или увезет в рабство более сильное племя, что не умрешь от мора, холеры или простого заражения крови, что тебя до смерти запорет надсмотрщик, разбомбят вместе с семьей в доме, заточат в гетто и расстреляют в яме, вывезут за полярный круг по доносу соседа, закроют в психушку за критическое слово, начинаешь думать, что все так и должно быть. Но ведь это не само собой разумеющееся.
Наша безопасная, сытая и почти зажиточная жизнь такая хрупкая, что каждый день есть риск скатиться к хаосу и разрухе. Из 7 милиардов жителей Земли минимум 3-4 без промедления поменялись бы со мной местами, чтобы сбежать от жажды, голода и абсолютной нищеты. Еще 1-2 миллиарда живут в гораздо худших условиях, страдают от жары, холода, засухи и наводнений, драконовских налогов и несравненно более коррумпированной власти, которую не могут сменить демократическим путем, но улыбаясь, они смотрят в будущее и тяжелым трудом прокладывают себе дорогу к благополучию.
И когда на улице падают мокрые снежинки, а в печке, от которой исходит приятное тепло, трещат дрова, устроившись в кожаном кресле напротив витрины с большой чашкой ароматного чая в руке, вдруг понимаю, что жертв 13 января никому и никогда не осквернить и не умалить, потому что у них просто нет такой силы.