Путин, подбросивший перед праздниками подарков Лукашенко, сам, надо думать, встречал Новый год не в эйфории. Россия вдруг вздыбилась митингами, затребовала честных выборов. Наверху стало неуютно. Как эта зыбкость тамошней власти отразится на отношениях с Минском?
Может, Кремль, решив, что теперь не до игрушек в собирание земель, откажет в пряниках? А может, наоборот — даст еще больше? Ведь только и не хватало вдобавок к внутренним проблемам еще и зарубы с Белоруссией.
Демократизация с востока не приходит
Эксперты сходятся во мнении: по весне нынешний премьер России, хоть и не так триумфально, как это ему виделось еще месяц назад, вернется в Кремль.
Читайте также: Быть в оппозиции - престижно и не страшно, или почему Путин хитрее Лукашенко
Но это будет уже не тот кадр. Ореол вождя с тефлоновым рейтингом развеян. Это будет слабый Путин, предрекают российские аналитики. Как выразился московский публицист Леонид Радзиховский, «Путина разжаловали из национальных лидеров просто в большого начальника».
В итоге, по мнению Радзиховского, Россия должна наконец, пусть и с отставанием в сто лет от Европы, перейти от монархии (или квазимонархии) к обычной республиканской форме правления с банальной ротацией высших должностных лиц.
Вопрос об аналогичной трансформации сегодняшней Белоруссии — отдельный большой разговор. Пока подчеркнем лишь, что надеяться в этом плане на свежий ветер с востока особо не стоит.
«Реальная демократизация России не созрела», — считает Валерий Карбалевич, эксперт- аналитик. Он отметил, что к этому, по большому счету, в соседней стране не готовы ни общество, ни элиты.
Скорее, считает наш собеседник, возможна некая имитация либеральных перемен в духе того, что обещано недавно «хромой уткой» — Дмитрием Медведевым, которого явно впечатлил размах протестов. Неясен и вопрос альтернативы путинской системе, добавляет аналитик, ведь «главная оппозиционная сила в России — коммунисты», либералы же малопопулярны.
Короче, не стоит впадать в эйфорию и реанимировать модные в эпоху Ельцина среди части белорусских оппозиционеров иллюзии, что демократизация придет с востока. Умом Россию по-прежнему не понять и аршином общим не измерить.
Догонят и еще раз дадут?
Загадочная русская душа проявилась и в вопросе дотаций для белорусского режима. Помните, несколько лет назад в Москве стали твердить в один голос: все, халявы не будет, переводим отношения с синеокой сестрой на прагматичные, рыночные рельсы!
Но в итоге, отмечает Валерий Карбалевич, «и при демократе Ельцине, и при автократе Путине Россия исправно субсидировала Беларусь». А недавно имел место просто аттракцион неслыханной щедрости. Александр Лукашенко «получил от России на 2012 год намного больше, чем рассчитывал», полагает наш собеседник.
Еще по теме: Лукашенко предлагают привлечь к Гаагскому суду
Другое дело, что, по солидарному заключению независимых белорусских экспертов, это классический сыр в мышеловке. Кремль заманивает в ловушку евразийской интеграции, за которой многим видится возрождение империи.
При этом некоторые аналитики, в частности Андрей Ляхович, предполагают: Москва, уже не раз наступавшая на грабли, сейчас будет хитрее и не станет резко наезжать на белорусского партнера, пожертвует два-три года на втягивание.
Обозреватель-международник Андрей Федоров, однако, сомневается, что режим манны небесной для Минска растянется на несколько лет. «Беларусь уже и так глубоко сидит на российской игле. Путин начнет методично усиливать прессинг вскоре после возвращения в Кремль», — заявил эксперт.
В свою очередь, Валерий Карбалевич замечает: «Плохо у Путина получается разбираться с Лукашенко». Последнему же — после щедрой проплаты наперед — ввязываться в конфликт с Москвой по своей инициативе нет никакого резона, считает аналитик.
Он готов даже частично оспорить ряд мифов. Типа: олигархи с востока рвутся скупить всю Беларусь. В данном случае аппетиты, возможно, преувеличиваются. Не так уж много здесь привлекательных для российского капитала активов, считает эксперт. И потом, куда хотели, россияне уже проникли.
Действительно, загибаем пальцы: строительство, молочная отрасль, банки, наконец — «Белтрансгаз»… Фактически — без боя.
Короче, Карбалевич не ожидает в ближайшем будущем серьезных битв между Лукашенко и Кремлем на почве собственности. Скорее, они начнутся по мере запуска механизма ЕЭП и приближения к Евразийскому союзу.
«Например, предусмотрено унифицировать макроэкономическую политику. Денежную эмиссию, потолок инфляции и так далее, — поясняет аналитик. — Мне трудно представить, как об этом можно договориться с Лукашенко».
Еще по теме: Нужны ли Лукашенко зарубежные войска
Мутная водичка в соседском пруду
Другой вопрос, насколько у Владимира Путина в обозримой перспективе дойдут руки до энергичного продвижения евразийского проекта. Какое к черту собирание земель — тут бы удержать под контролем нынешнюю территорию!
К тому же обозреватели отмечают: белорусский официальный лидер — большой мастер ловить рыбку в мутной политической воде соседней страны. И ему однозначно на руку, когда там внутренний раздрай.
Вот уж было раздолье в плане «разводки» во времена Ельцина, когда в России шла реальная борьба многих влиятельных сил! Помните: и сам Кремль называли многоглавым, и коммуно-патриотическая оппозиция представляла собой мощную силу, и военные, и губернаторские круги неровно дышали к «славянскому витязю», вставшему во главе синеокой республики.
Сейчас для игры на российском политическом поле возможности у Лукашенко невелики, отмечает Валерий Карбалевич. Но в связи с завихрениями за восточной границей белорусский руководитель, по словам эксперта, «не может, по крайней мере, удержаться от злорадства, что проявилось в недавнем интервью Сергею Доренко».
Согласимся: да, в плане игры на российском поле «няма таго, што раньш было», хотя бы потому, что и системных коммунистов, и губернаторов Кремль взял на цугундер. Но, по крайней мере, слабый Путин для Лукашенко — несомненно комфортнее, чем сильный Путин.
Такой хоккей нам не нужен
Белорусские аналитики уверены, что белорусский руководитель, глядя на российскую смуту, отнюдь не станет играть в некие превентивные полуреформы, чтобы и здесь не рвануло. Скорее напротив — гайки завернут еще на пол-оборота.
По мнению Андрея Федорова, разница в том, что «российское руководство — все же «рукопожатное» в западном мире». Кремль вынужден оглядываться на Запад: ради участия в большой восьмерке, ради масштабных бизнес-проектов, да и деньги правящей элиты лежат в банках у проклятых буржуинов.
Еще по теме: Белорусская оппозиция не верит в диалог с Лукашенко
«Белорусское же руководство по ряду известных причин не волнуют вопросы имиджа, а волнуют лишь вопросы выживания», — отмечает Федоров. И потому здесь в плане внутренней политики мудрить не будут.
Итак, что же в сухом остатке? К огорчению тех, кто жаждет перемен, 2012-й может стать годом консервации «белорусской модели» за счет российских подарков. Когда можно обойтись без реформ, белорусское руководство с удовольствием выбирает вариант полного застоя.
Но мы знаем, чем кончается застой. «Белорусская модель» порочна, она целиком зависит от дотаций. Консервация белорусского статус-кво подтачивает конкурентоспособность страны, делает ее заложницей Кремля, закрепляет отставание от развитых государств. А в итоге за бездарность и авантюризм правящей верхушки перманентно расплачивается простой люд.