Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Времена шпионов изменили Россию

© коллаж ИноСМИРоссия и Канада
Россия и Канада
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В деле с канадским шпионом есть некоторые аспекты, которые отличают его от шпионских историй времен холодной войны, инициированных советской, теперь уже прекратившей свое существование системой.

В деле с канадским шпионом есть некоторые аспекты, которые отличают его от шпионских историй времен холодной войны, инициированных советской, теперь уже прекратившей свое существование системой.

Если он действительно виноват в передаче секретов из центра коммуникаций корабля канадских ВМС Trinity в Галифаксе в Россию, младший лейтенант Джеффри Делайсл (Jeffery Delisle) заслуживает любого наказания, которое ему дадут. В независимости от его побуждений, он - предатель, и неважно, что мы не воюем со страной, которая использовала его предательство.

Это предполагает вину Делайсла, которая еще не была доказана. Знаком того, что времена изменились, стал тот факт, что российские СМИ сообщили о том, что Делайсл, видимо, шпионил на них, - в советские времена, при господстве КГБ и ГРУ, такого бы никогда не признали.

Некоторые дипломаты из российского посольства были отозваны (или высланы) обратно, но что отличает теперешнюю ситуацию от шалостей прошлых лет - это что, в отличие от Советского Союза, у России нет претензий на мировое господство,  или стремления низвергнуть и подточить любую страну, с кем у нее есть отношения, будь она другом или врагом.

Читайте еще: Владимир Путин поддерживает шпионаж в масштабах холодной войны


Это значительное отличие. Сегодня Россия больше беспокоится о растущем (и иногда пагубном) влиянии Китая, чем о США. Можно спорить, что те, кто управляет Россией, знают Запад лучше, чем они знают Восток. Возможно даже, что они знают и Запад, и Восток очень хорошо, и знают, что у Запада (то есть США) нет намерений эксплуатировать или ослаблять их в военном плане, тогда как с Китаем другая ситуация - от него исходит более мощная угроза.

Запад хочет мира и гармонии. Китай стремится к тому, чтобы стать глобальной державой. Это не означает, что Россия кротка и пассивна. Совсем нет. Но ее глобальные интересы сдвинулись со стремления к военному превосходству на стремление к промышленной мощи.



Делайсл, возможно, имел доступ к некоторой информации военно-морских сил НАТО и Великобритании, однако маловероятно, что он или центр Trinity имели бы доступ к засекреченной информации о военных силах США, которая слишком чувствительна, чтобы рисковать делиться ею с союзниками.

Понятно, что российские разведывательные службы не отказались бы от любой секретной информации. Но Ларри Блэк (Larry Black), директор центра исследований канадско-российских отношений, указывает на то, что в России сейчас более приоритетен индустриальный шпионаж. Он прав.

Китай также интересуется промышленным шпионажем, а также строит хорошо оснащенный флот с подводными лодками и авианосцами — но не получает помощи от России в этой области. Обуздать Китай - в общих интересах России и Америки. Или это должно быть в их общих интересах.

Шпионский скандал с канадским младшим офицером нельзя называть преднамеренным. Когда Советский Союз развалился, его разведывательные и шпионские службы были обширными и всепроникающими. На любом рабочем месте, в любом социальном институте, многоквартирном доме, школе, спортивной, культурной, религиозной, политической, военной организации были стукачи, работавшие на КГБ.

Когда рухнула Берлинская стена, и развалился СССР, его разведслужбы, вероятно, продолжили делать то, что они всегда делают — работали на автопилоте, как и военные, когда политическое руководство менялось или было низвергнуто.

Еще по теме: Пресса о шпионских делах России и Канады


Сколько в российской системе шпионажа осталось от прошлого, построенного на прежних приоритетах, а сколько организовано в соответствии с современными требованиями, неизвестно. Но можно гарантировать, что, как и в Китае, промышленный шпионаж приоритетен в российской системе.

А в случае с Канадой промышленный и социальный шпионаж со стороны Китая более активен, интенсивен и опасен, чем русский. Среди канадских китайцев рассказы о вторжении Пекина встречаются довольно часто — хотя наши политики избегают упоминать об этом из страха выглядеть расистами или потерять голоса.

В будущем мы еще услышим об этом...