Клубника посреди зимы. Эта навеянная рекламой потребительская мечта, как мы знаем, скрывает за собой настоящий экологический кошмар: речь идет не только об огромных тратах воды, но и используемых при производстве ягод пестицидах. Кроме того, для тех людей, кто выращивает клубнику под крышами андалузских оранжерей, эта работа - настоящий социальный кошмар. Сегодня следственная комиссия Международной федерации за права человека (FIDH) обнародовала отчет об условиях труда 50 000 человек, которые составляют рабочую силу этого сезонного производства.
Большую часть из них составляют мигранты и в первую очередь женщины. Условия работы определяет система contratación en origen, которая позволяет нанимателям (при согласовании с правительством региона и профсоюзами) набирать в иностранном государстве «несколько тысяч человек, которых привозят и распределяют по плантациям, где они работают до конца сезона сбора клубники и обязуются вернуться на родину по истечении срока контракта».
Еще по теме: Свободные кубинцы в Испании
С тех пор как Польша, Болгария и Румыния вошли в Европейский Союз, «такой метод применяется преимущественно при найме марокканских рабочих. Эту оригинальную систему нередко приводят как пример преимуществ циклической миграции, о которой говорили институты ЕС, чтобы дать ответ на потребность в рабочей силе в Европе, но в то же время не допустить закрепления мигрантов на ее территории».
Как бы то ни было, следователи FIDH выявили «определенное число психологических и социальных проблем в сообществе марокканских работниц. Так, например, беременные женщины пытаются сделать все, чтобы скрыть свое положение от нанимателя, так как боятся, что им придется прекратить работать, а значит и отказаться от сезонных заработков. Если они заболевают, то стараются не обращаться за медицинской помощью и не сообщать об этом работодателю». «Критерии отбора» нанимателей, как говорится в отчете, отличаются «сексизмом и патернализмом». Так, «женские пальцы и изящное телосложение считаются более подходящими для сбора клубники и малины. В программе также подразумевается предпочтительный наем матерей маленьких детей: этот момент, как предполагается, должен предотвратить попытку побега во время работы по контракту или после его истечения».
Читайте также: Интеграция мигрантов. Германия в середине рейтинга
Довольно часто работницам не выдают копию трудового договора, а у некоторых даже отбирают паспорта, что вынуждает их постоянно находиться на месте работы. К тому же, как подчеркивается в заключении комиссии, временный характер контрактов, а также безразличие со стороны крупных испанских и марокканских профсоюзов приводят к полному «отсутствию» профессионального представительства.
Что касается условий проживания, они в некоторых случаях близки к тюремным, «ниже всяких норм. По большей части речь идет о сборных бараках, которые удалены на несколько десятков километров от городских зон, и где не соблюдаются даже минимальные гигиенические стандарты».
«Сама система найма работников за границей (ее Эмманюэль Террей описал выражением «местная делокализация»), которые полностью зависят от работодателя в дальнейшем трудоустройстве на территории Испании и не имеют никакого профсоюзного представительства, не допускает никаких требований с их стороны и объясняет согласие работников с идущими вразрез национальными и международными нормами условиями труда, особенно в период экономического кризиса».