Министр финансов Греции яростно отверг предложенный Германией план, который предполагал, что еврозона в обмен на новый спасательный пакет объемом в 130 миллиардов евро назначит своего представителя контролировать бюджет Афин. По словам министра, неправильно заставлять его страну выбирать между «финансовой помощью» и «национальным достоинством».
Евангелос Венизелос (Evangelos Venizelos) заявил, что предложение назначить «бюджетного комиссара» Европейского Союза с правом накладывать вето на греческие решения по налогам и расходам, о котором сообщила FT, «игнорирует некоторые ключевые уроки истории». Он добавил, что действующая программа финансовой помощи дает кредиторам из Евросоюза достаточно методов для наблюдения и контроля.
Г-н Венизелос сделал это заявление в то время, как переговоры в Афинах переходили от затянувшегося на долгие недели обсуждения вопросов реструктуризации долга Греции, находящегося на руках у частных инвесторов, к вопросу о том, деньгами каких государственных институтов Греция будет латать расширяющуюся дыру в своем бюджете.
Еще по теме: 5 причин краха Греции и Италии
По словам участвующих в переговорах чиновников, представители держателей греческих облигаций на выходных пришли к соглашению с Афинами о снижении долгосрочной стоимости находящихся в частных руках облигаций чуть больше, чем на 70%.
Однако официальное подписание соглашения было отложено из-за разногласий о том, будет ли остающийся дефицит бюджета компенсироваться дополнительными мерами экономии со стороны Греции, новыми кредитами от стран Евросоюза или Европейским центральным банком, от которого все чаще требуют, чтобы он также отказался от дохода по своему пакету греческих облигаций на сумму в 40 миллиардов евро.
Эту договоренность, необходимую для того, чтобы Греция могла получить новый пакет финансовой помощи, нужно заключить до 20 марта - когда Греция должна будет погасить облигации на сумму 14,4 миллиарда евро. В противном случае Греция станет первой развитой экономикой почти за 60 лет, которая объявит дефолт.
Еще по теме: Усыновите грека, и у вас появится время на работу
«Если этот процесс не будет успешно завершен, перед нами встанет призрак банкротства, которое имело бы тяжелейшие последствия для общества и, особенно, для бедных», - заявил в воскресенье премьер-министр Греции Лукас Пападемос (Lucas Papademos) после встречи с греческими политическими лидерами.
Представители Евросоюза и Международного валютного фонда уже ознакомили греческое правительство с 10-страничным списком «первоочередных мер», которые Афины должны будут осуществить прежде, чем получат новый спасательный пакет. В список, оказавшийся в распоряжении Financial Times, входят такие пункты, как сокращение в течение трех лет 150 000 рабочих мест в государственном секторе и снижение бюджетного дефицита на этот год еще на 1% от ВВП.
Однако, по мнению МВФ, чтобы снизить долг Греции к 2020 году до 120 % от ВВП, нужно сделать намного больше. Как заметил один высокопоставленный европейский чиновник, переговоры о том, возьмут ли европейские кредиторы или ЕЦБ на себя это бремя, вероятно, будут продолжаться до середины февраля.
Еще по теме: Брюссель хочет наказать Грецию за попустительство
Лидеры еврозоны во главе с канцлером Германии Ангелой Меркель хотят, чтобы начинающийся в понедельник саммит в Брюсселе фокусировался на новом договоре, который будет нацелен на укрепление бюджетной дисциплины в блоке. Чиновники финансовых ведомств стран еврозоны возобновят переговоры по Греции позднее на этой неделе.
Германский план, о котором стало известно в пятницу и который предусматривает, что Греция должна будет заплатить по своим обязательствам прежде, чем сможет тратить деньги на обычные государственные расходы, стал неожиданностью для г-на Пападемоса и для правительств прочих стран еврозоны. Осведомленные источники полагают, что он вряд ли будет принят.
«Немцы обладают огромным влиянием, однако это предложение несколько выходит за рамки того, что могли бы поддержать другие страны-члены, - заметил высокопоставленный чиновник, причастный к переговорам. - Реализовать эту модель значило бы покончить с нормальным демократическим процессом принятия решений в одной из стран Евросоюза».